• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пришла на работу и знала, что делать»: как выпускница Юрфака Питерской Вышки начала карьеру адвоката

Анастасия Борисова окончила Юридический факультет Питерской Вышки в 2022 году. Сейчас она работает в Адвокатской палате Ленинградской области: ведет уголовные дела и консультирует по административным правонарушениям, а также преподает в Открытой правовой школе. В рамках профориентационного проекта «Путь к успеху» она рассказала, как учеба на Юрфаке помогла построить карьеру, почему студенческая практика оказывается полезнее, чем кажется, и как даже «лишние», на первый взгляд, предметы стали частью профессионального инструментария.

«Пришла на работу и знала, что делать»: как выпускница Юрфака Питерской Вышки начала карьеру адвоката

Фото предоставлено Анастасией Борисовой

Поступление и первый курс

В 11-м классе я точно знала: буду поступать в Питерскую Вышку. Это был мой приоритет № 1, и мысль, что не получится, казалась катастрофой. Меня привлекало, как в Вышке выстроен учебный процесс, как здесь относятся к студентам. Мне было важно, что преподают практики, а задания — не абстрактные, а прикладные.

На первом курсе было немного скучно и сложно: казалось, что теории слишком много, а мы совсем не знаем, как ее применять. Сейчас я понимаю, что это нормально: первые пару лет Юрфака нужно просто перетерпеть и постараться вникнуть в основы профессии. Теперь я даже скучаю по тому времени, но тогда нужно было как-то себя поддержать. 

Спасла внеучебка. Я ходила почти на все интересовавшие меня встречи: дебаты, мероприятия «Зеленой Вышки», интеллектуальные игры. Мы устраивали благотворительные ярмарки, выезжали на сборы, обсуждали экологию, шутили, участвовали в «Что? Где? Когда?» — я и сейчас играю с друзьями, с которыми нас свело студенчество.

Это все было не просто отдыхом. Внеучебная жизнь помогла мне понять, как работать в команде, как проявлять инициативу и не бояться говорить. Эти навыки до сих пор со мной — и на встречах с доверителями, и в суде, и на переговорах.

Учеба на Юрфаке: про дисциплины и преподавателей

С первых курсов мы учились работать с реальными юридическими ситуациями. Тогда никто из нас не понимал, что именно этот опыт станет важнейшим преимуществом в глазах работодателя. Когда я устроилась стажером в адвокатскую коллегию, сразу включилась в работу — писала жалобы, формировала позиции, анализировала документы. Коллегам не нужно было объяснять мне, как оформлять процессуальные тексты — я выстраивала их точно по той же логике, которую мы отрабатывали в экзаменационных задачах.

За год адвокатской стажировки мне пригодились знания буквально из всех областей права, которые дала мне Вышка. В уголовных делах регулярно вспоминаю, как на «Основах оперативно-розыскной деятельности» у Анисьи Александровны Дементьевой мы разбирали критерии допустимости доказательств. Вопрос по подсудности? Перечитываю записи с лекций Антона Валерьевича Ильина по гражданскому процессу. Даже в делах по наследству вспоминаю обсуждение трансмиссии на курсе Елены Геннадьевны Раковой по наследственному праву.

Моим научным руководителем была Виктория Александровна Никулина — она помогала структурировать тексты, искала со мной практику и никогда не делала ничего спустя рукава. Это была крутая совместная работа. Сейчас я знаю: каждый предмет, даже если он казался сложным или «не моим», дал что-то важное. Просто часть этих знаний активируется не сразу, а когда сталкиваешься с похожей ситуацией в работе.

Стажировка, статус и первый успех

После выпуска я нашла стажировку в адвокатской фирме. Это было случайно — увидела пост в соцсетях. Тогда мне казалось, что адвокат — это обязательно взрослый, суперопытный человек, и я, конечно, не дотягиваю по многим позициям. Но я откликнулась, прошла тестовое задание, и меня приняли. Спустя год после выпуска и прохождения стажировки я сдала экзамен и получила статус адвоката.

Я пришла в адвокатскую коллегию уже с пониманием, как работать: как анализировать ситуацию, выстраивать логику, аргументировать. Именно этому нас учили на Юрфаке Питерской Вышки. И это дало мне огромное преимущество: не было ощущения, что я не справлюсь.

Я также преподаю в Открытой правовой школе Юрфака. Там рассказываю о правах, делах и практике. Это не только про пользу другим — это помогает мне самой лучше понимать свою профессию. Объяснять просто — значит понимать глубоко.

Открытая правовая школа Юридического факультета Питерской Вышки — просветительский проект для школьников 7–11-х классов, которые интересуются правом.  Это серия бесплатных юридических курсов, которая позволяет получить базовые знания по дисциплинам. Преподаватели Школы — студенты и выпускники.