«ИИскусственное лицо медиа»: неизбежная реальность или ложные ожидания
В Канатном цехе НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошел круглый стол на тему «ИИскусственное лицо медиа». Эксперты индустрии обсудили, как можно применять нейросети в различных сферах: от дизайна до кинопроизводства.
Модератором дискуссии выступила директор по управлению брендами «Национальной Медиа Группы» и руководитель «НМГ Дизайн» Елена Шанович. Среди экспертов — руководитель Digital направления телеканала СТС Роман Брызгалов, профессиональный нейрохудожник и исследователь философии творчества в эпоху ИИ Максим Мельников, арт-директор «НМГ Дизайн» Илья Янов, главный режиссер Пятого канала Михаил Колпахчиев и куратор профиля бакалавриата «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Микаэль Аскеров.
«Для меня было интересно собрать экспертов высокого уровня, чтобы они поделились как своим опытом работы с этим инструментарием, так и своим мнением по поводу того, куда именно движется искусственный интеллект и мы вместе с ним. Несмотря на то что я уже давно в профессии и действительно очень много сделала для индустрии, для моего внутреннего ребенка все, что сейчас происходит, безумно интересно», — комментирует модератор дискуссии Елена Шанович.
Арт-директор «НМГ Дизайн» Илья Янов представил несколько практических кейсов использования нейросетей в дизайне, продемонстрировав, как с помощью ИИ создавались обложки и развороты для корпоративного журнала НМГ, а также имиджи для весеннего праздника CTC media. Процесс работы выстраивается следующим образом: сначала творческая команда получает техническое задание, затем использует нейросети для генерации базовых изображений, которые потом дорабатываются в профессиональных программах дизайнерами. Но опыт показывает, что часто проще дать задачу дизайнеру, а не ИИ.
«Уровень дизайнеров в «НМГ Дизайн» очень высок, и для меня, как креативного директора и руководителя студии, — люди более интересны чем ИИ, они не искусственные, а естественные интеллекты, которые развиваются в том числе и от поставленных задач, и я уже финально принимаю решения и оцениваю результат работы. Хотя мне, безусловно, очень интересно попробовать изучить более глубоко работу с искусственным интеллектом как с инструментом», — говорит Елена Шанович.

«Однажды, пять лет назад, я проснулся и увидел короткометражку американских студентов, созданную с помощью нейросети. И это было просто чудовищно», — так начал свой рассказ про эксперимент по созданию первого в России ситкома с нейросетевым сценарием Роман Брызгалов. Команда СТС обучила ИИ на примерах успешных сериалов канала и получила интересный результат.
«Мы выбрали ситком как жанр, потому что он по-хорошему клишированный, а нейросети для написания сценария нужны разумные ограничения. ИИ может быть отличным инструментом для генерации сцен или диалогов, когда сценарист оказывается в творческом тупике», — пояснил руководитель Digital-направления телеканала. Пилотный выпуск получил положительные отзывы зрителей на фестивале, а «Кинопоиск» даже включил проект в рейтинг самых ожидаемых сериалов года. «Этот эксперимент доказал, что нейросеть, обученная под конкретные задачи, может реально быть классным инструментом для телевизионного продукта», — подводит итог Роман Брызгалов.
Максим Мельников предложил аудитории определить, какие картины созданы человеком, а какие — нейросетью. Результат показал, что даже специалисты не всегда могут отличить произведение искусства от генерации. «Я проводил этот эксперимент больше 50 раз. Ни разу не был назван правильный ответ», — прокомментировал он. Нейрохудожник рассказал о своей научной работе, посвященной теории творчества в контексте генеративных моделей. Он пришел к выводу, что ИИ может успешно заменить ремесленников низкого уровня, но пока не способен заменить гениев. «Мы можем делегировать практически все, кроме желания что-то сделать. Без нас нейросеть не захочет ничего создать, у нее нет сознания, она не может желать и не может оценить свой труд», — отметил Максим Мельников.
Михаил Колпахчиев продемонстрировал, как искусственный интеллект применяется в оформлении эфира Пятого канала и производстве контента. Так, ИИ помогли со стилизацией проморолика праздника «Алые паруса» в духе картин русских художников-маринистов и японского аниматора Хаяо Миядзаки. «Я как человек, занимающийся всю жизнь графикой, понимаю, насколько трудоемко вручную сделать такую анимацию. Она заняла бы год на один эпизод», — объясняет главный режиссер выбор в пользу нейротехнологий. Пятый канал использует нейросети для создания заставок, а также в производстве сериалов, например для добавления объектов в кадре или оперативного переозвучивания голоса актера. При этом Михаил Колпахчиев предостерегает от излишней эйфории: «Я вижу проблему в том, что доступ к этому инструменту расслабляет. Кажется, что нейросеть сама все сделает, сама придумает. А на самом деле просто повысились возможности исполнения творческой задумки».
Основатель Creative Mind Bureau и преподаватель НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Микаэль Аскеров показал, как создавались креативы для заказчика при помощи ИИ. По его словам, для одной успешной работы требовалось около пяти тысяч генераций. Кроме того, он перенес дискуссию в будущее: продемонстрировал ролик про обычный день человека через десять лет, когда технологии дополненной реальности станут повседневностью. Он считает, что нейросети дадут толчок творческим людям к созданию совершенно нового искусства, связанного с иммерсивными технологиями.
Елена Шанович
Директор по управлению брендами «Национальной Медиа Группы» и руководитель «НМГ Дизайн»
Для меня было очень интересным выступление Микаэля, который ведет курс в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге, про его футуристическое восприятие развития ИИ. Я думаю, круглые столы очень полезны: когда собираются эксперты, где каждый глубоко знает свой предмет, и за короткое время аудитория получает новые данные, с которыми мозг начинает моментально работать, анализировать, делать выводы, искать перспективы.
Наш путь в 700 километров от Москвы до Санкт-Петербурга оправдал себя абсолютно, потому что, помимо того, что мы прокачали себя и аудиторию, мы еще получили эстетическое удовольствие от посещения нового архитектурного пространства ВШЭ — Канатного цеха.
Представляю себя в 16–17 лет: если бы я его увидела, я бы мечтала учиться только здесь, потому что для творческой и креативной индустрии очень важно, в каком пространстве ты получаешь образование, что и кто тебя окружает.