«Привилегию баланса надо заслужить»: руководители Питерской Вышки и Сбера поделились секретами жизнестойкости
В прямом эфире в сообществе «ВКонтакте» Питерской Вышки прошла открытая дискуссия о развитии эмоционального интеллекта, предотвращении выгорания и сохранении жизнестойкости в период турбулентности. Своим опытом поделились Анна Тышецкая, директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, и Алексей Ушенин, управляющий Головным отделением по Санкт-Петербургу Северо-Западного банка ПАО Сбербанк.
Разговор об адаптивности в период турбулентности продолжался полтора часа: тема вебинара заинтересовала не только студентов, но и сотрудников НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Сбера.
Что такое жизнестойкость?
Анна Тышецкая и Алексей Ушенин выделили три этапа, через которые проходит каждый человек: огонь, вода и медные трубы. Первые два связаны со стрессовыми ситуациями, третий — с проявлением жизнестойкости. «Базовая история — пережить стресс. Но важно не только выжить, но и сохранить себя, а затем преуспеть. А достигнув вершины — оставаться жизнестойким. Это не конечный результат, а непрерывный процесс», — подчеркивает Алексей Ушенин.
Анна Тышецкая: «По теории Дарвина выживает не самый сильный, а самый адаптивный организм. В современном мире это биологическое понятие перешло в философское. В условиях стресса первый, кто должен позаботиться о себе,— руководитель, чтобы дальше поддержать команду».
О лидерстве и открытости
Одним из ключевых вопросов дискуссии стала дилемма современного руководителя: быть открытым в команде или сохранять дистанцию?
Алексей Ушенин
управляющий Головным отделением по Санкт-Петербургу Северо-Западного банка ПАО Сбербанк
Это вопрос равновесия. Однако, если постоянно демонстрировать слабости, это воспринимается как сигналы неуверенности. Интересно, что в требованиях к современному руководителю теперь также важен оптимизм: команда должна доверять лидеру и двигаться вперед. При этом неискренность моментально распознается.
Анна Тышецкая
директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Лидер не может быть слабым, но иногда важно показать, что ты тоже человек. Я больше восьми лет руковожу большими организациями и понимаю: ты несешь не просто ответственность. Ты должен показать людям новые возможности — в этом и заключается оптимизм.
О профессиональном выгорании
По мнению Алексея Ушенина, работа должна соответствовать трем критериям: автономность, развитие и наличие большой цели. «Выгорание — это когда ты утратил интерес, из-за этого потерял производительность, эффективность. Каждый раз перед нами возникают новые задачи, вызовы, цели, и в этом круговороте тяжело задуматься и понять, что ты действительно выгорел, что интерес пропал», — считает он.
Анна Тышецкая отметила, что люди выгорают на работе не только из-за утраты интереса. «Когда наши умения перестают соответствовать задачам, мы дезориентируемся. Тут важно разобраться: возможно, не хватает навыков или пора сменить область деятельности. В этот момент нужно честно ответить себе на вопрос, что происходит, начать искать новый опыт».
Совет от Алексея Ушенина: «Проверьте свою деятельность по четырем утверждениям: я люблю это делать; я могу это делать; за это платят адекватные деньги; ты приносишь пользу окружающим».
Как правильно расставить приоритеты?
Анна Тышецкая
директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Если ты никогда не катался на велосипеде, то сложно объяснить, как это делать. Такой же парадокс существует в управлении — все говорят: «Расставь приоритеты и делегируй». Но как этому научиться? У каждого свой способ. Меня, например, обучали через знаменитый квадрат Эйзенхауэра: важное — срочное. Поначалу я не понимала, как с этим работать, но через три месяца практики это стало естественным. Важно помнить: управленческие навыки не даются нам от рождения, им нужно учиться. Именно этому мы и обучаем на курсах ИДПО.
Алексей Ушенин подчеркнул, что в работе важно понимать глобальные цели компании и уметь разбивать их на конкретные задачи.
Алексей Ушенин
управляющий Головным отделением по Санкт-Петербургу Северо-Западного банка ПАО Сбербанк
Запомните главное правило: если вы не назначили себе дедлайн и не зафиксировали его — задача не будет выполнена. Поэтому так важно идти от глобальных целей к конкретным задачам и фиксировать их в календаре.
Что касается приоритетов в жизни — здесь все начинается с самопознания: нужно честно определить, чего ты хочешь и что можешь. Это невероятно сложный процесс. Существует целое исследование о том, как развивается призвание человека: начинается все с простого любопытства, переходит в увлечение, затем перерастает в страсть и, наконец, в целеустремленность. Я хорошо знаю эту теорию, хотя пока не смог полностью реализовать ее на практике.
О балансе работы и личной жизни
Дискуссия затронула актуальный вопрос баланса между работой и личной жизнью. По мнению Алексея Ушенина, многое зависит от специфики компании и ее корпоративной культуры. «Придерживаюсь довольно консервативной позиции: я против удаленной работы, поскольку считаю ее менее эффективной. Компания — это прежде всего социальная среда, где происходит живое общение, создающее принципиально иной уровень коммуникации», — отмечает Алексей Ушенин.
Анна Тышецкая считает, что для лидера важно изменить взгляд на привычные вещи ради большой цели. «Когда мне было 30 лет и я только начинала свой путь как управленец, к нам приезжали успешные 40-летние руководители. Они рассказывали, как находят время на два выходных дня. Тогда я поняла важную истину: привилегию баланса нужно заслужить. Если ты упорно работаешь с юных лет, то к определенному возрасту можешь позволить себе баланс. Меня никогда не смущало, что я мало отдыхаю, — было важнее достичь результатов.
Сейчас мой сын готовится к ЕГЭ, и я объясняю ему: за финишем всегда следующий марафон. Но в постоянном движении вперед и есть прелесть жизни. Если ты воспринимаешь жизнь как шторм, от которого нужно спрятаться, ты никогда не достигнешь настоящего успеха».
Об эмоциональном интеллекте
Алексей Ушенин
управляющий Головным отделением по Санкт-Петербургу Северо-Западного банка ПАО Сбербанк
Существует методика оценки «360 градусов», когда обратную связь дают все, с кем ты взаимодействуешь: преподаватели, студенты, коллеги, руководители. Такой объективный взгляд помогает лучше понять свои сильные и слабые стороны.
Но как действительно понять, кто ты? Универсальных рецептов нет. Многое в нас заложено природой и воспитанием. Определенную роль играет и окружение. Например, есть принцип «радикальной правды», который работает в компаниях. Однако, если пытаться применить этот подход в отношениях с близкими, можно остаться в одиночестве. В этой сфере нет простых правил и универсальных решений.
Анна Тышецкая
директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Одна из составляющих эмоционального интеллекта — воспитанность и умение взаимодействовать с людьми. Необходимо целенаправленно развивать в себе уважение к другому человеку, искренне интересоваться его состоянием и переживаниями.
Некоторые не замечают, что их поведение может обижать окружающих. Если вы видите, что ваш коллега становится токсичным, важно найти способ деликатно сообщить ему об этом.
Интересно и то, что есть люди, которых нельзя чрезмерно хвалить — это может их дезориентировать. В этом и заключается искусство руководителя — правильно понимать особенности каждого человека.
О примерах жизнестойкости
В завершение встречи спикеры поделились личными вдохновляющими примерами жизнестойкости. Алексей Ушенин восхищается предпринимателями, которые, несмотря на неудачи, продолжают двигаться вперед. Анна Тышецкая рассказала о судьбах членов своей семьи в годы Великой Отечественной войны: «Одна моя бабушка была ребенком войны, другая — только окончила первый курс медучилища, когда началась война, служила в партизанском отряде, а потом попала в ГУЛАГ. Они были очень разными по характеру, но их объединяла сила духа, оптимизм и отсутствие мученического настроя. Еще один пример жизнестойкости: Ленинград. Город, переживший блокаду».
Общий совет Анны Тышецкой и Алексея Ушенина: не бояться рисковать, действовать, уметь видеть возможности даже в самых сложных ситуациях. Для развития эмоционального интеллекта и жизнестойкости они рекомендовали обращаться как к современной научно-популярной литературе, так и к классическим произведениям.
Разговор завершился сессией вопросов от студентов. Запись эфира доступна по ссылке.