• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Питерской Вышке обсудили особенности восприятия цифровых медиатекстов

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург продолжается серия семинаров «Современные медиа: структура и эффекты». На них преподаватели, студенты и приглашенные эксперты обсуждают актуальные вопросы в сфере медиа. Темой завершающего этот год семинара стало восприятие и усвоение текстов в цифровой медиасреде.

В Питерской Вышке обсудили особенности восприятия цифровых медиатекстов

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Сегодня тексты стали не просто набором символов, а полноценным многоканальным и мультисенсорным способом общения с читателями. Современные медиа, СМИ и даже научные журналы активно используют разнообразные способы привлечения пользователей. Тексты теперь часто сопровождаются изображениями, а ключевые моменты выделяются жирным шрифтом. Как технологии и новые форматы влияют на восприятие и понимание цифровых медиатекстов, объяснил Евгений Кожемякин, профессор Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

В рамках исследования Евгений Кожемякин провел два эксперимента. Первый был посвящен восприятию и интерпретации научных текстов в интернете. Контрольной группе предложили прочитать классический вариант научной статьи. Экспериментальной тот же текст, но с дополнительными возможностями: сворачивать аннотации и другие блоки, переходить по ссылкам, просматривать фотографии и видео. Оказалось, что участники второй группы прочитали текст быстрее. Они смогли использовать дополнительные функции, такие как выделение фрагментов, изменение масштаба страницы, что сделало чтение удобнее и эффективнее.

Во втором эксперименте изучалось взаимодействие читателей с комплексными журналистскими материалами. Для оценки эффективности медиаресурсов и изучения поведения пользователей исследователи попросили участников прочитать текст и затем проанализировать его. С помощью специальных программ они зафиксировали движения глаз и определили, какие элементы интерфейса привлекли наибольшее внимание. Результаты показали, что интерактивные механики стимулируют пользователей взаимодействовать даже со сложными статистическими данными, а также влияют на интерес к тексту и его общую оценку.

Завершающая часть выступления Евгения Кожемякина была посвящена возможностям и ограничениям мультимодального подхода в современных текстах. Автор исследования отметил, что цифровые материалы со множеством элементов привлекают внимание, однако пользователям бывает трудно сочетать сложное описание с глубоким осмыслением содержания.

Участники семинара высоко оценили исследование, а также поделились своим опытом и идеями. Директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая отметила важность подобных обсуждений и пригласила всех на следующий семинар, который пройдет в начале 2025 года.

Тышецкая Анна Юрьевна

Анна Тышецкая

директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Наш семинар работает как площадка презентации и обсуждения нестандартных, новых, смелых исследований в области медиа. Основная идея — дать слово не только признанным, но и начинающим исследователям. Мы стремимся создать среду, где каждый участник сможет представить свои разработки и получить конструктивную обратную связь, в дискуссии выработать новые идеи, найти неожиданные аспекты развития своего исследования.

Научные семинары «Современные медиа: структура и эффекты» проходят под руководством директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анны Тышецкой и профессора департамента медиа Сергея Вартанова. Ближайший семинар состоится в формате круглого стола и станет частью торжественного открытия учебного корпуса Питерской Вышки в историческом здании Канатного цеха на Васильевском острове.