• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческие проекты: «Без языка» — кино как сухой остаток поэзии

«Без языка» — это серия публичных «киновечеров» с последующей дискуссией, организованная энтузиастами прямиком из департамента филологии питерской Вышки, в состав которых входят студенты и преподаватели.

Студенческие проекты: «Без языка» — кино как сухой остаток поэзии

Семинар представляет собой попытку ситуативного погружения, структурного психоанализа, выражение реальности посредством кино и знакомство с тенденциями старого и нового кинематографа, как описывают организаторы текущую итерацию проекта.

Первоначальный формат (в прошлом проект назывался «Беспокойство языка») предполагал совершенно другой художественный медиум для изучения — поэзию. В стены Вышки приглашались современные поэты и поэтессы, с которыми участникам предлагалось обсудить творчество спикеров, а также критические, научные и публицистические статьи, позволяющие приблизиться к пониманию проблем современной поэзии («Поэзия в эпоху тотальной коммуникации», «Григорий Дашевский: как читать современную поэзию», «В порядке опоздания», «Искусство как прием»). Так, в гостях у проекта успел побывать поэт Сергей Финогин (Татьяна Инструкция) — петербургский поэт, художник, философ и активист.

Вынужденная смена формата, помимо утраты «спокойствия» в названии, преобразовала семинар в серию «киновечеров», где студенты могут предложить к просмотру самые разные кинокартины: от документальных фильмов о России Жан-Люка Годара до современных скандально известных художественных лент Раду Жуде. После показа студенты и преподаватели в комфортной и неформальной обстановке вечернего университета делятся своими мыслями от увиденного. И все же создатели «Без языка» настаивают — называть проект киноклубом некорректно.

Дмитрий Михайлович Бреслер,
преподаватель ОП «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах», один из кураторов проекта

Это, конечно, не киноклуб. Киноклуб предполагает некоторую программу, выстроенность тематического развития, но все показы, которые у нас были, слабо друг с другом связаны. Здесь скорее идет речь о возможности общего эстетического впечатления посредством художественного произведения, полученного одновременно здесь и сейчас группой людей, вовлеченных в просмотр фильма.

Изначально мы предполагали, что наш проект будет нацелен на синхронизацию дискурса современной актуальной поэзии и действующей студенческой аналитической практики. Есть те, кто читают тексты, анализируют их, владеют методологией, изучают теорию и историю литературы и тем самым встречаются с тем, что происходит здесь и сейчас. Так и поэты встречаются с тем, что происходит здесь и сейчас, но в пространстве создаваемого ими поэтического текста. Одни пишут художественный текст, другие – аналитический, пусть даже о Пушкине, но они все равно находятся в едином информационном пространстве. Насколько у них синхронный вектор? Об одном ли они говорят? Могут ли они решать одни и те же проблемы посредством разного письма?

После февраля мы потеряли возможность звать поэтов, и решили: раз перспектива подобного длительного анализа себя исчерпала, то стоит попробовать заменить ее ярким коллективным впечатлением. Мы могли бы обратиться для этого к перформативным акциям или посмотреть театр, послушать музыку – что-то, что может здесь и сейчас вызвать эмоции и аналитику. Ничего лучше кино в этом смысле мы не придумали. При этом аналитика должна быть опрокинута на себя — встать на место героев фильма.

Подробнее о проекте «Без языка» вы можете узнать в его соцсетях.