• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Литературный регионализм: идентичность, нарративы, поэтика

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматриваются 1) опыт формирования и развития региональных литератур в разных национальных традициях, 2) культурно-идеологические программы, обосновывавшие идеи «региона» и «областности», 3) разновидности литературной оптики, вырабатываемой на периферии и нацеленной на утверждение своеобразия отдаленных от центра территориально-географических ареалов и формирование локальных самосознания и идентичностей. На семинарских занятиях на материале литературных произведений XVII-XX вв. обсуждаются проблемы символического конструирования регионов (Сибирь, Дальний Восток и др.), а также специфика литературного воображения эстетических движений и школ «местного колорита»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о способах научного и литературного описания «своего» и «чужого» территориально-географического и цивилизационного пространства и его обитателей
  • Знакомство студентов с разнообразными аналитическими подходами к проблематике дискурсивного и символического конструирования регионов, к исследованию локальных литератур (в том числе литератур «местного колорита») и соответствующих культурно-идеологических программ
  • Развитие исследовательских оптик, позволяющих анализировать различные культурно-идеологические стратегии разметки литературной карты, исторически изменчивую конфигурацию отношений центра и периферии, динамику идеи «локального» в отечественной литературе XIX-XX веков
  • Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрировать знания о круге историко-литературных, культурно-идеологических и теоретико-методологических проблем, связанных с рефлексией взаимодействий центра и периферии
  • демонстрировать знания о базовых принципах конструирования «своего» и «чужого» пространства и роли категории «конституирующий Другой», анализировать литературные тексты с привлечением идей и инструментов современных историографических подходов, культурной географии, социальной антропологии, имагологии
  • демонстрировать понимание эстетической, социальной, идеологической специфики проектов литературного развития, формировавшихся в регионах / на «периферии» / на «окраинах»
  • описывать конструкции локальной культурной идентичности, демонстрировать знание ключевых для разных национальных вариантов локальных литератур имен, проектов, инициатив
  • анализировать характер литературных репрезентаций региона в текстах различной жанровой природы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Символическое и дискурсивное конструирование регионов (базовые принципы, концепты, устройство междисциплинарного поля)
  • Литературы «местного колорита»: зарождение, развитие, вариации
  • Феномен фронтира в литературе и кино
  • Локальные литературные традиции: случай России
  • Сибирь в российском литературном воображении
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий
  • неблокирующий Презентация
    Тема доклада для презентации, раскрывающая одну из проблем, обсуждавшихся на занятиях, предлагается студентом и утверждается преподавателем. Презентация предполагает проведение студентом небольшого исследования, его публичное представление в аудитории и ответ на вопросы присутствующих
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа (эссе, 8-10 тысяч знаков с пробелами) по рассматривавшимся в курсе темам. Допускается самостоятельный выбор студентом произведения для анализа в эссе. Эссе представляет собой мини-исследование, осуществленное в соответствии с критериями, предъявляемыми научному тексту. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Культура и пространство : моделирование географических образов, Замятин, Д. Н., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Жизнь прожить : роман, рассказы, Астафьев В.П., 1986

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Разувалова Анна Ивановна