We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Literary Regionalism: Identity, Narratives, Poetics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматриваются 1) опыт формирования и развития региональных литератур в разных национальных традициях, 2) культурно-идеологические программы, обосновывавшие идеи «региона» и «областности», 3) разновидности литературной оптики, вырабатываемой на периферии и нацеленной на утверждение своеобразия отдаленных от центра территориально-географических ареалов и формирование локальных самосознания и идентичностей. На семинарских занятиях на материале литературных произведений XVII-XX вв. обсуждаются проблемы символического конструирования регионов (Сибирь, Дальний Восток и др.), а также специфика литературного воображения эстетических движений и школ «местного колорита»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о способах научного и литературного описания «своего» и «чужого» территориально-географического и цивилизационного пространства и его обитателей
  • Знакомство студентов с разнообразными аналитическими подходами к проблематике дискурсивного и символического конструирования регионов, к исследованию локальных литератур (в том числе литератур «местного колорита») и соответствующих культурно-идеологических программ
  • Развитие исследовательских оптик, позволяющих анализировать различные культурно-идеологические стратегии разметки литературной карты, исторически изменчивую конфигурацию отношений центра и периферии, динамику идеи «локального» в отечественной литературе XIX-XX веков
  • Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрировать знания о круге историко-литературных, культурно-идеологических и теоретико-методологических проблем, связанных с рефлексией взаимодействий центра и периферии
  • демонстрировать знания о базовых принципах конструирования «своего» и «чужого» пространства и роли категории «конституирующий Другой», анализировать литературные тексты с привлечением идей и инструментов современных историографических подходов, культурной географии, социальной антропологии, имагологии
  • демонстрировать понимание эстетической, социальной, идеологической специфики проектов литературного развития, формировавшихся в регионах / на «периферии» / на «окраинах»
  • описывать конструкции локальной культурной идентичности, демонстрировать знание ключевых для разных национальных вариантов локальных литератур имен, проектов, инициатив
  • анализировать характер литературных репрезентаций региона в текстах различной жанровой природы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Символическое и дискурсивное конструирование регионов (базовые принципы, концепты, устройство междисциплинарного поля)
  • Литературы «местного колорита»: зарождение, развитие, вариации
  • Феномен фронтира в литературе и кино
  • Локальные литературные традиции: случай России
  • Сибирь в российском литературном воображении
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий
  • неблокирующий Презентация
    Тема доклада для презентации, раскрывающая одну из проблем, обсуждавшихся на занятиях, предлагается студентом и утверждается преподавателем. Презентация предполагает проведение студентом небольшого исследования, его публичное представление в аудитории и ответ на вопросы присутствующих
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа (эссе, 8-10 тысяч знаков с пробелами) по рассматривавшимся в курсе темам. Допускается самостоятельный выбор студентом произведения для анализа в эссе. Эссе представляет собой мини-исследование, осуществленное в соответствии с критериями, предъявляемыми научному тексту. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Культура и пространство : моделирование географических образов, Замятин, Д. Н., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Жизнь прожить : роман, рассказы, Астафьев В.П., 1986

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Разувалова Анна Ивановна