• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Город как герой литературы

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Читатель привык, что в литературном произведении действие связано с персонажем, героем, в конечном счете с человеком, с тем, кто как правило находится в центре повествования. Но можно изменить перспективу и сказать, что помимо субъектов (людей) в книге действуют еще и объекты – предметы, механизмы, устройства, а кроме этого еще и дома, улицы, городские ландшафты. Город превращается в героя литературного текста постепенно, поначалу выступая в качестве фона, просто имени, как в романах XVIII века, до полноценного участника, как например, в XIX и ХХ веке – у Ф. М. Достоевского, Джеймса Джойса или Альфреда Деблина. В курсе речь пойдет о том, как город изображается в литературе, как постепенно меняется его роль, как формируется особая среда литературного текста, где действуют в нерасторжимом единстве люди, предметы и города.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные концепции города и городской среды, исторические аспекты формирования города, политические, социальные, философские сюжеты, связанные с городом, уметь анализировать изображения города в визуальных искусствах (кино, живопись).
  • Знать способы изображения города в литературных текста, умение анализировать «городские тексты».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет основными концепциями города и городской среды
  • Умеет прилагать их к конкретным текстам
  • Знает исторические аспекты формирования города
  • Умеет анализировать изображения города в визуальных искусствах (кино, живопись)
  • Умение анализировать «городские тексты» и использовать полученные данные в научной работе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Языки описания городского пространства
  • Семиотика городского пространства
  • От семиотики города к картам и схемам
  • Город и его критики
  • Город и политика
  • Промышленный город и ад капитализма
  • Город и память
  • Город и утопия
  • По городу пешком
  • Постмодернистский город
  • Город судьбы
  • Современный город: опасность и безразличие
  • Город и кино
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Учет активности на занятиях производится для каждого семинара. Студент должен демонстрировать готовность к каждому семинарскому занятию, знать предложенные тексты, участвовать в дискуссии, ставить вопросы, провоцирующие обсуждение.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация предполагает краткое обсуждение текстов и вопросов, предложенных для обсуждения. Основная цель выступающего подготовить концептуальное изложение предложенной статьи, постановка вопросов для обсуждения.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой защиту проекта, посвященного анализу городского текста или форм городского пространства, представленного в литературе, кино или живописи. Анализ «городских текст» включает знание литературных текстов, научной литературы и базовых концепций анализа городской среды. Представление проекта предполагает презентацию, информативные слайды. Время 20-25 минут. Тема проекта может быть сформулирована самостоятельно после обсуждения с преподавателем. Проводится в аудитории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Формула оценивания 3 модуль: Аудиторная работа * 0.3 + Презентация * 0.7 Формула оценивания 4 модуль: Аудиторная работа * 0.3 + Презентация * 0.7 Накопленная оценка = оценка 3 модуля * 0.5 + оценка 4 модуля* 0.5 Итоговая оценка = Накопленная оценка * 0.4 + Экзаменационная оценка * 0.6
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chartier, R. (1995). Forms and Meanings : Texts, Performances, and Audiences From Codex to Computer. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=17200
  • Darnton, R. (2009). The Case for Books : Past, Present, Future. New York, NY: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591638
  • Luís Felipe Sobral. (2014). Darnton, Robert Poetry and the Police: Communication Networks in Eighteenth-Century Paris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87E44E02
  • Rivkin, J., & Ryan, M. (2016). Literary Theory : An Anthology (Vol. Third edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1457299

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анри, Л. (2002). Производство Пространства. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15772964
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Тынянов, Ю. Н.  История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471770 (дата обращения: 28.08.2023).