We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

City as a Character in Literature

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Читатель привык, что в литературном произведении действие связано с персонажем, героем, в конечном счете с человеком, с тем, кто как правило находится в центре повествования. Но можно изменить перспективу и сказать, что помимо субъектов (людей) в книге действуют еще и объекты – предметы, механизмы, устройства, а кроме этого еще и дома, улицы, городские ландшафты. Город превращается в героя литературного текста постепенно, поначалу выступая в качестве фона, просто имени, как в романах XVIII века, до полноценного участника, как например, в XIX и ХХ веке – у Ф. М. Достоевского, Джеймса Джойса или Альфреда Деблина. В курсе речь пойдет о том, как город изображается в литературе, как постепенно меняется его роль, как формируется особая среда литературного текста, где действуют в нерасторжимом единстве люди, предметы и города.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные концепции города и городской среды, исторические аспекты формирования города, политические, социальные, философские сюжеты, связанные с городом, уметь анализировать изображения города в визуальных искусствах (кино, живопись).
  • Знать способы изображения города в литературных текста, умение анализировать «городские тексты».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет основными концепциями города и городской среды
  • Умеет прилагать их к конкретным текстам
  • Знает исторические аспекты формирования города
  • Умеет анализировать изображения города в визуальных искусствах (кино, живопись)
  • Умение анализировать «городские тексты» и использовать полученные данные в научной работе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Языки описания городского пространства
  • Семиотика городского пространства
  • От семиотики города к картам и схемам
  • Город и его критики
  • Город и политика
  • Промышленный город и ад капитализма
  • Город и память
  • Город и утопия
  • По городу пешком
  • Постмодернистский город
  • Город судьбы
  • Современный город: опасность и безразличие
  • Город и кино
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Учет активности на занятиях производится для каждого семинара. Студент должен демонстрировать готовность к каждому семинарскому занятию, знать предложенные тексты, участвовать в дискуссии, ставить вопросы, провоцирующие обсуждение.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация предполагает краткое обсуждение текстов и вопросов, предложенных для обсуждения. Основная цель выступающего подготовить концептуальное изложение предложенной статьи, постановка вопросов для обсуждения.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой защиту проекта, посвященного анализу городского текста или форм городского пространства, представленного в литературе, кино или живописи. Анализ «городских текст» включает знание литературных текстов, научной литературы и базовых концепций анализа городской среды. Представление проекта предполагает презентацию, информативные слайды. Время 20-25 минут. Тема проекта может быть сформулирована самостоятельно после обсуждения с преподавателем. Проводится в аудитории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Формула оценивания 3 модуль: Аудиторная работа * 0.3 + Презентация * 0.7 Формула оценивания 4 модуль: Аудиторная работа * 0.3 + Презентация * 0.7 Накопленная оценка = оценка 3 модуля * 0.5 + оценка 4 модуля* 0.5 Итоговая оценка = Накопленная оценка * 0.4 + Экзаменационная оценка * 0.6
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chartier, R. (1995). Forms and Meanings : Texts, Performances, and Audiences From Codex to Computer. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=17200
  • Darnton, R. (2009). The Case for Books : Past, Present, Future. New York, NY: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591638
  • Luís Felipe Sobral. (2014). Darnton, Robert Poetry and the Police: Communication Networks in Eighteenth-Century Paris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87E44E02
  • Rivkin, J., & Ryan, M. (2016). Literary Theory : An Anthology (Vol. Third edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1457299

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анри, Л. (2002). Производство Пространства. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15772964
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Тынянов, Ю. Н.  История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471770 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Калугин Дмитрий Яковлевич
  • Цветкова Екатерина Андреевна