• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория тропов: риторика, история, антропология, политика

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Калинин Илья Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Курса «Теория тропов: риторика, история, антропология, политика» ставит перед собой задачу научения понимания студентами риторической природы языка, и ее импликаций в различных сферах культуры; приобретение ими знаний о разных теоретических подходах к феномену тропов; способствует формированию способности синтезировать эти подходы для изучения сложных явлений современной культуры и общественной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыка ставить аналитические вопросы к сложным текстам, уметь сопоставлять различные теории и явления, находить материал для исследования как в окружающем их мире актуальных текстов, так и в различного рода базах данных и корпусах (таких как Национальный корпус русского языка, JSTOR, Project MUSE, WordNet и др.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Опираясь на описанные выше теории, студенты формируют навыки обращения с теориями Ж. Фоконье и М. Тернер (теорией концептуальной интеграции, которая широко распространяется не только в когнитивной лингвистике, но и в смежных дисциплинах).
  • Студенты начинают ориентироваться в традиции определения и описания метафор и других тропов в традиционных риториках и поэтиках - от Аристотеля до современных исследований.
  • Студенты ориентируется в том, что такое теория ментального пространства. Получают знание о работах по когнитивной лингвистики Ж. Фоконье.
  • Во время занятия, опираясь на заранее освоенный теоретический материал, рассматривает роль метафоры в историографических концепциях различных эпох, но прежде всего в тех историографических традициях, где главным предметом описания и одновременно главным действующим лицом является нация или государство.
  • Студенты получают навык работы с такими корпусами и базами как Национальный корпус русского языка, WordNet, The Mind is a Metaphor и др.
  • Студенты получают представление о том, что такое концептуальные метафоры и метафорическое отображение (mapping). Вводится понятие воплощения (embodiment) и метафора.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Метафоры, которыми мы живем" Лакоффа и Джонсона как манифест когнитивной лингвистики.
  • Ментальные пространства и ИКМ
  • Концептуальная интеграция. Метафоры и модальности восприятия. Мультимодальные метафоры. Метафоры и иконичность.
  • Метафоры и иконичность. Различные подходы к анализу метафор. Семантический подход. Корпусный подход. Мультимодальный подход. Дискурсивный анализ.
  • Анализ метафор: практическое применение в науке о языке и социальных науках.
  • Риторика историографии: метафора и исторический нарратив
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 2-3 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Экзаменационное задание Напишите эссе объемом от 9000 до 18000 печатных знаков с пробелами на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. В эссе проанализируйте литературный текст либо фильм либо иной культурный феномен, характеризующий один из аспектов его риторической организации. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.225 * Аудиторная работа + 0.55 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ашкеров, А. (2002). Метаистория метаистории, или Декодирование Хейдена Уайта (Уайт Х. “Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века”). Социологическое Обозрение, 2(1).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lanne, J.-C. (2018). Jean-Philippe Jaccard, Литература как таковая от Набокова к Пушкину.
  • Данилов, В. (2004). Полдень Философии Истории. Ф. Р. Анкерсмит «История И Тропология: Взлет И Падение Метафоры». М., 2003 Г. Философия и Общество, 3.

Авторы

  • Духанина Алена Владимировна
  • Калинин Илья Александрович
  • Цветкова Екатерина Андреевна