We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Tropes: Rhetoric, History, Anthropology, Politics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Kalinin, Ilya

Программа дисциплины

Аннотация

Курса «Теория тропов: риторика, история, антропология, политика» ставит перед собой задачу научения понимания студентами риторической природы языка, и ее импликаций в различных сферах культуры; приобретение ими знаний о разных теоретических подходах к феномену тропов; способствует формированию способности синтезировать эти подходы для изучения сложных явлений современной культуры и общественной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыка ставить аналитические вопросы к сложным текстам, уметь сопоставлять различные теории и явления, находить материал для исследования как в окружающем их мире актуальных текстов, так и в различного рода базах данных и корпусах (таких как Национальный корпус русского языка, JSTOR, Project MUSE, WordNet и др.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Опираясь на описанные выше теории, студенты формируют навыки обращения с теориями Ж. Фоконье и М. Тернер (теорией концептуальной интеграции, которая широко распространяется не только в когнитивной лингвистике, но и в смежных дисциплинах).
  • Студенты начинают ориентироваться в традиции определения и описания метафор и других тропов в традиционных риториках и поэтиках - от Аристотеля до современных исследований.
  • Студенты ориентируется в том, что такое теория ментального пространства. Получают знание о работах по когнитивной лингвистики Ж. Фоконье.
  • Во время занятия, опираясь на заранее освоенный теоретический материал, рассматривает роль метафоры в историографических концепциях различных эпох, но прежде всего в тех историографических традициях, где главным предметом описания и одновременно главным действующим лицом является нация или государство.
  • Студенты получают навык работы с такими корпусами и базами как Национальный корпус русского языка, WordNet, The Mind is a Metaphor и др.
  • Студенты получают представление о том, что такое концептуальные метафоры и метафорическое отображение (mapping). Вводится понятие воплощения (embodiment) и метафора.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Метафоры, которыми мы живем" Лакоффа и Джонсона как манифест когнитивной лингвистики.
  • Ментальные пространства и ИКМ
  • Концептуальная интеграция. Метафоры и модальности восприятия. Мультимодальные метафоры. Метафоры и иконичность.
  • Метафоры и иконичность. Различные подходы к анализу метафор. Семантический подход. Корпусный подход. Мультимодальный подход. Дискурсивный анализ.
  • Анализ метафор: практическое применение в науке о языке и социальных науках.
  • Риторика историографии: метафора и исторический нарратив
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 2-3 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Экзаменационное задание Напишите эссе объемом от 9000 до 18000 печатных знаков с пробелами на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. В эссе проанализируйте литературный текст либо фильм либо иной культурный феномен, характеризующий один из аспектов его риторической организации. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.225 * Аудиторная работа + 0.55 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ашкеров, А. (2002). Метаистория метаистории, или Декодирование Хейдена Уайта (Уайт Х. “Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века”). Социологическое Обозрение, 2(1).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lanne, J.-C. (2018). Jean-Philippe Jaccard, Литература как таковая от Набокова к Пушкину.
  • Данилов, В. (2004). Полдень Философии Истории. Ф. Р. Анкерсмит «История И Тропология: Взлет И Падение Метафоры». М., 2003 Г. Философия и Общество, 3.

Авторы

  • Духанина Алена Владимировна
  • Калинин Илья Александрович
  • Цветкова Екатерина Андреевна