• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Март

Литература в интермедиальной перспективе: невербальные компоненты

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение феномена интермедиальности в различных его формах, а также обращение к истории возникновения этого нового для гуманитарной науки понятия на рубеже 20-21 веков. Рассмотрение взаимовлияния между современными медиа (в терминологии Маршалла Маклюэна) будет осуществляться на 3 уровнях: дискурсивном, на котором происходит выработка коммуникативного сообщения за счет комбинирования средств выражения различных медиа (например, слова и статичного изображения; слова и движущегося изображения; слова и музыки); материальном, подразумевающем контакт между носителями информации (печатное слово и устное слово, цифровые носители); институциональном, связанным с использованием медиа для выработки культурной политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии в связи с искусствознанием.
  • Повышение уровня филологической искусствоведческой компетенции Специальные цели и задачи:
  • сформировать навыки анализа экфрастических описаний
  • способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
  • сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности.
  • помочь студентам в составлении аргументированных текстов среднего размера (эссе), основанных исключительно на собственных наблюдениях, и таким образом привить студентам навык самостоятельно размышлять на темы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания (филология и искусствоведение).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты имеют представление о четырех уровнях восприятия. Имеют представление о формах репрезентации визуального в тексте. Отличают дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса. Имеет представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Может анализировать визуальную составляющую в творчестве Гоголя
  • Магситранты понимают трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф.Достоевского. Способны охарактеризовать разницу между художником и иконописцем. Понимают исторические, социальные и культурные различия между ними.
  • Магистранты анализируют проблематику репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
  • Магистранты имеют представление о том, что такое «поэтика художественной неудачи». Разбираются в проблемах вербальной репрезентации фотографии.
  • Магистранты понимают различие между индексом, иконой и символом, способны классифицировать портреты. Владеют пониманием текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики. Имеют представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение понятия перцепции. Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Визуальность в поэтике Гоголя
  • «Песочный человек» Гофмана: текстуальные и визуальные аспекты романтической фантастики. Между индексом, иконой и символом: оживший портрет как гибридный семиотический знак. Культура, политика, эрос: формы репрезентации в скульптуре.
  • Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского. Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального.
  • Поэтика художественной неудачи: от романтиков и реалистов до абстракционистов. Фотография как вид визуального искусства и как «магия»
  • Эстетика зрения и визуального образа в авангарде. Метафизика и эстетика нефигуративного изображения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа подразумевает контроль посещаемости, а также активности студента на семинаре (ответы на вопросы преподавателя, участие в общей дискуссии, знание прочитанных текстов).
  • неблокирующий Письменные домашние работы
    Домашние работы представляют собой краткий ответ на поставленный аналитический вопрос. Объем - 2-3 стр.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Итоговое эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю. Не требуется прокторинг
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Письменные домашние работы + 0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026
  • Есаулов, И. (2001). Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона. Проблемы Исторической Поэтики, 6.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
  • Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
  • Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336
  • Светлана Дмитриевна Титаренко. (2015). Русский Символизм И Традиции Английских Прерафаэлитов: Проблемы Интермедиальности. Культура и Текст, 5 (23).