We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Literature in an Intermediate Perspective: Nonverbal Components

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Tokarev, Dimitri

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение феномена интермедиальности в различных его формах, а также обращение к истории возникновения этого нового для гуманитарной науки понятия на рубеже 20-21 веков. Рассмотрение взаимовлияния между современными медиа (в терминологии Маршалла Маклюэна) будет осуществляться на 3 уровнях: дискурсивном, на котором происходит выработка коммуникативного сообщения за счет комбинирования средств выражения различных медиа (например, слова и статичного изображения; слова и движущегося изображения; слова и музыки); материальном, подразумевающем контакт между носителями информации (печатное слово и устное слово, цифровые носители); институциональном, связанным с использованием медиа для выработки культурной политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии в связи с искусствознанием.
  • Повышение уровня филологической искусствоведческой компетенции Специальные цели и задачи:
  • сформировать навыки анализа экфрастических описаний
  • способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
  • сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности.
  • помочь студентам в составлении аргументированных текстов среднего размера (эссе), основанных исключительно на собственных наблюдениях, и таким образом привить студентам навык самостоятельно размышлять на темы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания (филология и искусствоведение).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты имеют представление о четырех уровнях восприятия. Имеют представление о формах репрезентации визуального в тексте. Отличают дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса. Имеет представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Может анализировать визуальную составляющую в творчестве Гоголя
  • Магситранты понимают трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф.Достоевского. Способны охарактеризовать разницу между художником и иконописцем. Понимают исторические, социальные и культурные различия между ними.
  • Магистранты анализируют проблематику репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
  • Магистранты имеют представление о том, что такое «поэтика художественной неудачи». Разбираются в проблемах вербальной репрезентации фотографии.
  • Магистранты понимают различие между индексом, иконой и символом, способны классифицировать портреты. Владеют пониманием текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики. Имеют представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение понятия перцепции. Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Визуальность в поэтике Гоголя
  • «Песочный человек» Гофмана: текстуальные и визуальные аспекты романтической фантастики. Между индексом, иконой и символом: оживший портрет как гибридный семиотический знак. Культура, политика, эрос: формы репрезентации в скульптуре.
  • Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского. Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального.
  • Поэтика художественной неудачи: от романтиков и реалистов до абстракционистов. Фотография как вид визуального искусства и как «магия»
  • Эстетика зрения и визуального образа в авангарде. Метафизика и эстетика нефигуративного изображения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа подразумевает контроль посещаемости, а также активности студента на семинаре (ответы на вопросы преподавателя, участие в общей дискуссии, знание прочитанных текстов).
  • неблокирующий Письменные домашние работы
    Домашние работы представляют собой краткий ответ на поставленный аналитический вопрос. Объем - 2-3 стр.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Итоговое эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю. Не требуется прокторинг
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Письменные домашние работы + 0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026
  • Есаулов, И. (2001). Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона. Проблемы Исторической Поэтики, 6.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
  • Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
  • Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336
  • Светлана Дмитриевна Титаренко. (2015). Русский Символизм И Традиции Английских Прерафаэлитов: Проблемы Интермедиальности. Культура и Текст, 5 (23).

Авторы

  • Токарев Дмитрий Викторович