• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русская литература в кросс-культурной перспективе

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели


Гаспаров Борис Михайлович


Димитриев Виктор Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе обучения предполагается расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии и повышение уровня филологической искусствоведческой компетенции. Курс ставит перед собой следующие задачи: 1) привить навыки анализа параллелей между русской и другими национальными литературными традициями различных эпох, 2) дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных текстов; 3) способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является осмысление литературы как глобального процесса, а также понимание русской литературы как органической части мирового историко-литературного и историко-культурного процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные жанры средневековой литературы. Умеет анализировать поэтику тождества.
  • Имеет представление о средневековом эпосе.
  • Владеет навыками анализа параллелей между русской и другими национальными литературными традициями различных эпох
  • Владеет поэтическим языком оды. Имеет представление о дуализме прекрасного и возвышенного.
  • Владеет пониманием секуляризации травелога. Имеет представление о метафоре "пути" как конструктивной основе повествования.
  • Имеет представление о рефлексии как основе романтической эстетики
  • Имеет представление об индивидуальности и типизации, самосознании как основа романтического характера
  • Понимает философские основания реализма. Различает понятия реализма и реальности. Имеет представление о реалистическом очерке и романтическом фрагменте.
  • Знает о социальной типизации характеров. Имеет представление о романе как социальном спектакле
  • Владеет пониманием полицентрическое построение сюжета. Знает об экспансии формы как результате размывания границ сюжета
  • Понимает символизм театральной детали. Понимает пространство и время сценического повествования.
  • Имеет представление о философской революции конца ХІХ века. Владеет пониманием декаданса, импрессионизма и символизма.
  • Пони мает хронотоп модернистского романа. Имеет представление о размывании границы между объективным и субъективным планом повествования
  • Понимает утопические амбиции футуризма. Имеет представление об эстетике кубизма и футуризма
  • Понимает дуализм аполлонического и дионисийского в культуре начала ХХ века.
  • Знает Формульность пост-авангардного романа: типичные характеры и сюжетные ситуации
  • Имеет представление о памяти как центральной категории пост-модернистского сознания. Владеет пониманием смешением стилей и исторических планов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие средневековой литературы. Средневековый эпос
    Проблема "литературности". Поэтика тождества. Основные жанры древнерусской литературы. Эпический герой. Эпическое время. Слово в эпосе.
  • Многоликость русского барокко. Между Барокко и Просвещением: торжественная ода.
    Подражательное и оригинальное в русском барокко. Многостильность. Независимость деталей. Мета-литературная рефлексия. Метафизические основания оды. Поэтический язык оды: дуализм прекрасного и возвышенного.
  • Литературный травелог: модернизация традиционного сюжета.
    Секуляризация травелога. Метафора "пути" как консруктивная основа повествования. Эмпирический и духовный событийный ряд.
  • Философия романтизма: художественная рефлексия. Романтическая личность
    Рефлексия как основа романтической эстетики. Фрагментарность. Диалогизм. Романтическая ирония. Самосознание как основа романтического характера. Индивидуальность и типизация. Умолчания: эллиптичность повествования.
  • Философские основания реализма.
    Реализм и реальность: феноменология действительности. Независимопсть деталей. Объективность: повествователь как исследователь. Реалистический очерк и романтический фрагмент.
  • Сознание и социальное бытие: дуализм реалистического романа. Роман большого стиля
    Рефлексия и социальный контекст. Социальная типизация характеров. Театральность: роман как социальный спектакль. Полицентрическое построение сюжета. Гетероглоссия. Экспансия формы как результат размывания границ сюжета. Проблема окончания романа.
  • Театр эпохи реализма.
    Символизм театральной детали. Прерывность действия. Перформативность. Пространство и время сценического повествования.
  • Декаданс, импрессионизм, символизм.
    Философская революция конца ХІХ века и понятие символа. Декаданс как культурно-историческая концепция. Эстетизация личности художника. Утопические и мессианские подтексты.
  • Модернистский роман. Футуризм и сфера его влияния
    Хронотоп модернистского романа. Мета-литературность. Столкновение "видимости" и "сущности". Размывание границы между объективным и субъективным планом повествования. Утопические амбиции футуризма. Преображение языка и его символическое значение. Будущее и доисторическое прошлое. Эстетика кубизма и футуризм.
  • Между аполлоническим и дионисийским искусством.
    Дуализм аполлонического и дионисийского в культуре начала ХХ века. Поэтика самодисциплины. Ясность как философское и историческое понятие.
  • Социалистический реализм и возвращение "большого стиля."
    Кризис авангарда в конце 1920х гг. Возвращение к эпическому повествованию. Новый эпический стиль авангард. Формульность пост-авангардного романа: типичные характеры и сюжетные ситуации.
  • По ту сторону модернизма: Концептуализм и мета-литературность.
    Память как центральная категория пост-модернистского сознания. Смешение стилей и исторических планов. Рефлексия. Ирония.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-тибалльной шкале.
  • неблокирующий Презентация
    Каждый студент должен подготовить одну презентацию, которая не должна занимать более 5 минут и должна быть основана целиком на собственных наблюдениях студента над экфрасисом из определенного художественного текста. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в виде сдачи итогового эссе. Итоговое эссе пишется внеаудиторно на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствие с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю. Прокторинг не требуется
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голубков М. М. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ ХХ ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 357с. - ISBN: 978-5-534-06343-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literaturnoy-kritiki-hh-veka-434277

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.