We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian Literature in Cross-Cultural Perspective

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors


Gasparov, Boris


Димитриев Виктор Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе обучения предполагается расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии и повышение уровня филологической искусствоведческой компетенции. Курс ставит перед собой следующие задачи: 1) привить навыки анализа параллелей между русской и другими национальными литературными традициями различных эпох, 2) дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных текстов; 3) способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является осмысление литературы как глобального процесса, а также понимание русской литературы как органической части мирового историко-литературного и историко-культурного процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные жанры средневековой литературы. Умеет анализировать поэтику тождества.
  • Имеет представление о средневековом эпосе.
  • Владеет навыками анализа параллелей между русской и другими национальными литературными традициями различных эпох
  • Владеет поэтическим языком оды. Имеет представление о дуализме прекрасного и возвышенного.
  • Владеет пониманием секуляризации травелога. Имеет представление о метафоре "пути" как конструктивной основе повествования.
  • Имеет представление о рефлексии как основе романтической эстетики
  • Имеет представление об индивидуальности и типизации, самосознании как основа романтического характера
  • Понимает философские основания реализма. Различает понятия реализма и реальности. Имеет представление о реалистическом очерке и романтическом фрагменте.
  • Знает о социальной типизации характеров. Имеет представление о романе как социальном спектакле
  • Владеет пониманием полицентрическое построение сюжета. Знает об экспансии формы как результате размывания границ сюжета
  • Понимает символизм театральной детали. Понимает пространство и время сценического повествования.
  • Имеет представление о философской революции конца ХІХ века. Владеет пониманием декаданса, импрессионизма и символизма.
  • Пони мает хронотоп модернистского романа. Имеет представление о размывании границы между объективным и субъективным планом повествования
  • Понимает утопические амбиции футуризма. Имеет представление об эстетике кубизма и футуризма
  • Понимает дуализм аполлонического и дионисийского в культуре начала ХХ века.
  • Знает Формульность пост-авангардного романа: типичные характеры и сюжетные ситуации
  • Имеет представление о памяти как центральной категории пост-модернистского сознания. Владеет пониманием смешением стилей и исторических планов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие средневековой литературы. Средневековый эпос
    Проблема "литературности". Поэтика тождества. Основные жанры древнерусской литературы. Эпический герой. Эпическое время. Слово в эпосе.
  • Многоликость русского барокко. Между Барокко и Просвещением: торжественная ода.
    Подражательное и оригинальное в русском барокко. Многостильность. Независимость деталей. Мета-литературная рефлексия. Метафизические основания оды. Поэтический язык оды: дуализм прекрасного и возвышенного.
  • Литературный травелог: модернизация традиционного сюжета.
    Секуляризация травелога. Метафора "пути" как консруктивная основа повествования. Эмпирический и духовный событийный ряд.
  • Философия романтизма: художественная рефлексия. Романтическая личность
    Рефлексия как основа романтической эстетики. Фрагментарность. Диалогизм. Романтическая ирония. Самосознание как основа романтического характера. Индивидуальность и типизация. Умолчания: эллиптичность повествования.
  • Философские основания реализма.
    Реализм и реальность: феноменология действительности. Независимопсть деталей. Объективность: повествователь как исследователь. Реалистический очерк и романтический фрагмент.
  • Сознание и социальное бытие: дуализм реалистического романа. Роман большого стиля
    Рефлексия и социальный контекст. Социальная типизация характеров. Театральность: роман как социальный спектакль. Полицентрическое построение сюжета. Гетероглоссия. Экспансия формы как результат размывания границ сюжета. Проблема окончания романа.
  • Театр эпохи реализма.
    Символизм театральной детали. Прерывность действия. Перформативность. Пространство и время сценического повествования.
  • Декаданс, импрессионизм, символизм.
    Философская революция конца ХІХ века и понятие символа. Декаданс как культурно-историческая концепция. Эстетизация личности художника. Утопические и мессианские подтексты.
  • Модернистский роман. Футуризм и сфера его влияния
    Хронотоп модернистского романа. Мета-литературность. Столкновение "видимости" и "сущности". Размывание границы между объективным и субъективным планом повествования. Утопические амбиции футуризма. Преображение языка и его символическое значение. Будущее и доисторическое прошлое. Эстетика кубизма и футуризм.
  • Между аполлоническим и дионисийским искусством.
    Дуализм аполлонического и дионисийского в культуре начала ХХ века. Поэтика самодисциплины. Ясность как философское и историческое понятие.
  • Социалистический реализм и возвращение "большого стиля."
    Кризис авангарда в конце 1920х гг. Возвращение к эпическому повествованию. Новый эпический стиль авангард. Формульность пост-авангардного романа: типичные характеры и сюжетные ситуации.
  • По ту сторону модернизма: Концептуализм и мета-литературность.
    Память как центральная категория пост-модернистского сознания. Смешение стилей и исторических планов. Рефлексия. Ирония.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-тибалльной шкале.
  • неблокирующий Презентация
    Каждый студент должен подготовить одну презентацию, которая не должна занимать более 5 минут и должна быть основана целиком на собственных наблюдениях студента над экфрасисом из определенного художественного текста. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в виде сдачи итогового эссе. Итоговое эссе пишется внеаудиторно на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствие с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю. Прокторинг не требуется
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голубков М. М. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ ХХ ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 357с. - ISBN: 978-5-534-06343-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literaturnoy-kritiki-hh-veka-434277

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.