• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Делазари Иван Андреевич


Калинин Илья Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

«Научно-исследовательский семинар» (НИС) работает на протяжении всего обучения магистрантов и призван сопровождать их научно-исследовательскую деятельность. В течение первого года обучения на семинарских занятиях студентам предоставляется возможность познакомиться с теоретическим и прикладным инструментарием современных филологических исследований в области литературы и изучения культуры. Наряду с углублением фундаментальных представлений о методах и задачах филологической науки в рамках более широкого дисциплинарного контекста, возможных объектах и практиках изучения, месте литературоведения в системе современного гуманитарного знания и соотнесенности наук о языке с кластерами социальных, философских, лингвокультурологических, когнитивных дисциплин и медиа-информационных технологий студенты получают доступ в исследовательскую лабораторию ведущего семинары преподавателя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Улучшение навыков магистрантов по обработке новой информации, ее концептуализации, пониманию ее культурно-исторически определенного контекстуального характера, а также
  • Выработка активно-критическое отношение к дискуссионным вопросам в данной области знаний и
  • Помощь в выборе актуального предмета научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает и может объяснить предмет и задачи наук филологического цикла в соотношении с другими гуманитарными дисциплинами
  • умеет писать рекламную аннотацию печатного продукта
  • владеет навыком составления пресс-релиза на печатное издание, включающего в себя изложение его содержания для широкой аудитории
  • способен написать академическую рецензию на русском языке для публикации в специализированном журнале
  • описывает основные этапы и аспекты международного публикационного процесса, опираясь на конкретные примеры
  • оценивает рукопись научной статьи на английском языке с точки зрения перспектив ее опубликования
  • выявляет и формулирует редакционную политику международного научного издания, опираясь на содержание вышедших ранее номеров журнала или книг научной серии издательства
  • способен написать научную статью на английском языке в соответствии с существующими конвенциями научной дисциплины и требованиями издания, для которого предназначена рукопись
  • знаком с методологией истории понятий и развернуто характеризует разные ее варианты
  • различает основные направления анализа понятий
  • использует методологию исторической семантики для самостоятельного анализа текстов
  • анализирует и систематизирует типы данных исторической семантики
  • знаком с литературой по теории визуальности и анализирует визуальные объекты в их соотношении с литературными формами и произведениями
  • формулирует, корректирует и развернуто мотивирует тему диссертационного исследования
  • оценивает научную и языковую адекватность и состоятельность формулировки и обоснования темы научного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология и другие
    Первый модуль первого года НИС посвящен связям между филологией и другими социо-гуманитарными дисциплинами: антропологией, историографией, и политической теорией, социологией. На материале исследований русских формалистов мы обсудим, как в их работах выкристаллизовываются методологические перспективы таких связей. Практическая часть семинарских занятий будет заключаться в написании несколько текстов в нескольких жанрах: blurb для обложки (на современную академическую книгу и на классическую академическую), аннотация/пресс-релиз на выход новой академической или художественной книги (эти два жанра отвечают практически-культур-треггерской составляющей нашей программы), наконец — академическая рецензия. В конце модуля мы будем обсуждать выполненные коллегами работы и подводить итоги.
  • Международная научная публикация глазами инсайдера
    Второй раздел семинара первого года знакомит участников со спецификой, основными этапами и условиями благополучного прохождения международной научной публикации на стадиях от черновика до подготовки финальной версии текста. Мы познакомимся со статусными и наукометрическими параметрами современного академического издательского дела, обсудим критерии качества публикуемых работ и разберем реальные примеры как отклоненных, так и принятых в печать сочинений, внутренних журнальных и издательских рецензий, а также попробуем себя в профессиональных ролях автора, редактора и анонимного рецензента статьи на английском языке, рассматривая не только ее узко-исследовательские, но и сугубо прагматические аспекты. Изучение редакционной политики нескольких специализированных журналов по литературоведению и представление о нескольких публикационных кейсах поможет нам, с одной стороны, понять логику функционирования одного из важнейших факторов успешной университетской карьеры, а с другой – рассмотреть это явление в общем ряду деловых вызовов современного мира. Занятия этого раздела ведутся на английском языке.
  • Историческая семантика
    «Историческая семантика» – термин, который трактуется несколько по-разному в разных научных традициях. Речь пойдет об изучении истории «ключевых слов», т.е. лексикализованных понятий, особенно красноречиво свидетельствующих о той или иной исторической эпохе либо культурной формации. Теоретически углубленное представление об исторической семантике подводит нас к исторической антропологии, т.е. науке о том, как человек (приемы мысли, представления о времени и пространстве, эмоции и аффекты) меняется в истории. Историческая семантика, таким образом, – это наука о смыслах, которые фиксируются в языке и становятся предметом пропаганды, рефлексии, полемики. Изучая то, как люди той или иной культуры или эпохи пользуются языком (прежде всего – лексикой), мы узнаем о том, что и почему имело для них значение, какие смыслы и в каких контекстах были для них главными либо второстепенными. Иными словами, дисциплина, в которой мы попробуем свои силы, - не столько об истории слов или словах в истории, сколько об историческом опыте, заключенном в словоупотреблении.
  • Магистерская диссертация: от целей к решениям
    В четвертом модуле мы консолидируем накопленные в ходе первых трех разделов навыки. На материале существующих исследований визуальности в культуре и литературе мы рассмотрим примеры диссертационных и иных видов квалификационных академических работ в мировой практике, а также перейдем к обсуждению индивидуальных тем магистерских диссертаций, написать которые предстоит в течение второго года обучения в магистратуре. Мы поделимся друг с другом своими идеями и мотивами при выборе темы магистерского исследования, обсудим оптимальные формулировки и возможные очертания будущих работ, а также проведем для каждого защиту темы – официальную процедуру утверждения исследовательской темы магистранта, с дискуссией и peer-рецензированием, стараясь привлекать к обсуждению не только магистрантов, но и преподавателей департамента – научных руководителей, что и будет экзаменом в рамках НИС первого года, открывающим дорогу ко второй части работы семинара в следующем году.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность 1
    Участие в обсуждении предложенных материалов
  • неблокирующий Аннотация
    Магистранты пишут аннотацию из 3-8 предложений для обложки книги, заинтересовывая и мотивируя потенциального покупателя.
  • неблокирующий Рецензия
    Магистранты пишут рецензию на научное издание, 4-5 страниц.
  • неблокирующий Пресс-релиз
    Магистранты пишут пресс-релиз на 2-3 страницы, заинтересовывая и мотивируя потенциального покупателя.
  • неблокирующий Активность 2
    На семинарах магистранты знакомятся с процессом публикационной деятельности в международной филологической среде, обсуждают конкретные кейсы, обмениваются соображениями по поводу написанных в качестве домашних заданий рецензий. При невыполненных домашних заданиях участие в семинарах не засчитывается, поскольку студент не готов к занятию.
  • неблокирующий Рукопись
    За 2 недели до окончания модуля каждый магистрант представляет преподавателю и аудитории, выступающей как редакторско-экспертное сообщество, текст статьи на английском языке (4000-8000 слов), отформатированный согласно требованиям реального научного журнала, для публикации в котором статья может предназначаться. После прохождения рецензирования и обсуждений на семинаре текст рукописи может быть исправлен. Преподаватель оценивает его финальную версию.
  • неблокирующий Активность 3
    Работа на семинаре предполагает выступление магистрантов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий и устные выступления.
  • неблокирующий Презентация
    Магистранты делают доклады на выбранные темы, используя материалы собственного исследования и как минимум один из обсуждаемых на семинаре текстов по методологии. В течение модуля каждый участник семинара делает одну презентацию (5-10 минут).
  • неблокирующий Эссе
    Исследовательская работа (объем: от 10 до 20 страниц) на тему, выбранную студентом после консультации с преподавателем.
  • неблокирующий Активность 4
    Магистранты посещают занятия и выполняют задания по ознакомлению с текстами по истории и теории визуальности, пробуют себя в научной полемике вокруг подобной тематике и осуществляют анализ конкретных артефактов. Магистранты обсуждают темы будущих магистерских диссертаций и специфику их раскрытия, формальные требования к магистерским ВКР и оптимальные способы планирования своей работы в следующем году. В ходе экзамена (защиты и утверждения тем) магистранты активно участвуют в обсуждении проектов коллег, выступая в роли членов комиссии, рецензентов и потенциальных оппонентов научных сочинений друг друга.
  • неблокирующий Защита темы (ЭКЗАМЕН)
    В течение последних 10 дней модуля на занятиях каждый магистрант выступает с 15-минутным устным обоснованием своей исследовательской темы. После обсуждения производится коллективное утверждение (или отклонение) окончательной формулировки темы ВКР (в учебном режиме).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Активность 1 + 0.2 * Аннотация + 0.25 * Пресс-релиз + 0.3 * Рецензия
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность 2 + 0.1 * Активность 3 + 0.1 * Активность 4 + 0.3 * Защита темы (ЭКЗАМЕН) + 0.05 * Презентация + 0.2 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.1 * Рукопись + 0.05 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Peter Steiner. (2016). Russian Formalism : A Metapoetics. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1508177
  • Масленникова, С. Ф., & Лыкова, Т. Р. (2016). Магистерская диссертация.
  • РОБОТОВА АЛЕВТИНА СЕРГЕЕВНА. (2016). Научно-Педагогическое Рецензирование: Большие Проблемы Малого Жанра. Высшее Образование в России, 8–9.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Galin Tihanov. (2019). The Birth and Death of Literary Theory : Regimes of Relevance in Russia and Beyond. Stanford University Press.
  • James Phelan. (2009). Editor’s Column: THE NARRATIVE TURN AND THE HOW OF NARRATIVE INQUIRY. Narrative, 17(1), 1–10.
  • May, C. (2020). Academic Publishing and Open Access:Costs, benefits and options for publishing research. https://doi.org/10.1177/0263395719858571
  • Stone, J. (2013). Historical Dictionary of Russian Literature. Lanham, Maryland: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=547995
  • АРУСТАМОВА АННА АЛЬБЕРТОВНА, & МАРКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ. (2016). Воспарение Поэта: Визуальные Модели В Прозе М. Булгакова. Артикульт, 2 (22).
  • КАЛИНИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2016). Виктор Шкловский Versus Роман Якобсон: Война Языков. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 3.
  • Цунаева, Е. (2004). Научное Редактирование И Рецензирование. Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 6: Университетское Образование, 7.