We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors


Delazari, Ivan


Kalinin, Ilya


Tokarev, Dimitri

Программа дисциплины

Аннотация

«Научно-исследовательский семинар» (НИС) работает на протяжении всего обучения магистрантов и призван сопровождать их научно-исследовательскую деятельность. В течение первого года обучения на семинарских занятиях студентам предоставляется возможность познакомиться с теоретическим и прикладным инструментарием современных филологических исследований в области литературы и изучения культуры. Наряду с углублением фундаментальных представлений о методах и задачах филологической науки в рамках более широкого дисциплинарного контекста, возможных объектах и практиках изучения, месте литературоведения в системе современного гуманитарного знания и соотнесенности наук о языке с кластерами социальных, философских, лингвокультурологических, когнитивных дисциплин и медиа-информационных технологий студенты получают доступ в исследовательскую лабораторию ведущего семинары преподавателя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Улучшение навыков магистрантов по обработке новой информации, ее концептуализации, пониманию ее культурно-исторически определенного контекстуального характера, а также
  • Выработка активно-критическое отношение к дискуссионным вопросам в данной области знаний и
  • Помощь в выборе актуального предмета научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает и может объяснить предмет и задачи наук филологического цикла в соотношении с другими гуманитарными дисциплинами
  • умеет писать рекламную аннотацию печатного продукта
  • владеет навыком составления пресс-релиза на печатное издание, включающего в себя изложение его содержания для широкой аудитории
  • способен написать академическую рецензию на русском языке для публикации в специализированном журнале
  • описывает основные этапы и аспекты международного публикационного процесса, опираясь на конкретные примеры
  • оценивает рукопись научной статьи на английском языке с точки зрения перспектив ее опубликования
  • выявляет и формулирует редакционную политику международного научного издания, опираясь на содержание вышедших ранее номеров журнала или книг научной серии издательства
  • способен написать научную статью на английском языке в соответствии с существующими конвенциями научной дисциплины и требованиями издания, для которого предназначена рукопись
  • знаком с методологией истории понятий и развернуто характеризует разные ее варианты
  • различает основные направления анализа понятий
  • использует методологию исторической семантики для самостоятельного анализа текстов
  • анализирует и систематизирует типы данных исторической семантики
  • знаком с литературой по теории визуальности и анализирует визуальные объекты в их соотношении с литературными формами и произведениями
  • формулирует, корректирует и развернуто мотивирует тему диссертационного исследования
  • оценивает научную и языковую адекватность и состоятельность формулировки и обоснования темы научного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология и другие
    Первый модуль первого года НИС посвящен связям между филологией и другими социо-гуманитарными дисциплинами: антропологией, историографией, и политической теорией, социологией. На материале исследований русских формалистов мы обсудим, как в их работах выкристаллизовываются методологические перспективы таких связей. Практическая часть семинарских занятий будет заключаться в написании несколько текстов в нескольких жанрах: blurb для обложки (на современную академическую книгу и на классическую академическую), аннотация/пресс-релиз на выход новой академической или художественной книги (эти два жанра отвечают практически-культур-треггерской составляющей нашей программы), наконец — академическая рецензия. В конце модуля мы будем обсуждать выполненные коллегами работы и подводить итоги.
  • Международная научная публикация глазами инсайдера
    Второй раздел семинара первого года знакомит участников со спецификой, основными этапами и условиями благополучного прохождения международной научной публикации на стадиях от черновика до подготовки финальной версии текста. Мы познакомимся со статусными и наукометрическими параметрами современного академического издательского дела, обсудим критерии качества публикуемых работ и разберем реальные примеры как отклоненных, так и принятых в печать сочинений, внутренних журнальных и издательских рецензий, а также попробуем себя в профессиональных ролях автора, редактора и анонимного рецензента статьи на английском языке, рассматривая не только ее узко-исследовательские, но и сугубо прагматические аспекты. Изучение редакционной политики нескольких специализированных журналов по литературоведению и представление о нескольких публикационных кейсах поможет нам, с одной стороны, понять логику функционирования одного из важнейших факторов успешной университетской карьеры, а с другой – рассмотреть это явление в общем ряду деловых вызовов современного мира. Занятия этого раздела ведутся на английском языке.
  • Историческая семантика
    «Историческая семантика» – термин, который трактуется несколько по-разному в разных научных традициях. Речь пойдет об изучении истории «ключевых слов», т.е. лексикализованных понятий, особенно красноречиво свидетельствующих о той или иной исторической эпохе либо культурной формации. Теоретически углубленное представление об исторической семантике подводит нас к исторической антропологии, т.е. науке о том, как человек (приемы мысли, представления о времени и пространстве, эмоции и аффекты) меняется в истории. Историческая семантика, таким образом, – это наука о смыслах, которые фиксируются в языке и становятся предметом пропаганды, рефлексии, полемики. Изучая то, как люди той или иной культуры или эпохи пользуются языком (прежде всего – лексикой), мы узнаем о том, что и почему имело для них значение, какие смыслы и в каких контекстах были для них главными либо второстепенными. Иными словами, дисциплина, в которой мы попробуем свои силы, - не столько об истории слов или словах в истории, сколько об историческом опыте, заключенном в словоупотреблении.
  • Магистерская диссертация: от целей к решениям
    В четвертом модуле мы консолидируем накопленные в ходе первых трех разделов навыки. На материале существующих исследований визуальности в культуре и литературе мы рассмотрим примеры диссертационных и иных видов квалификационных академических работ в мировой практике, а также перейдем к обсуждению индивидуальных тем магистерских диссертаций, написать которые предстоит в течение второго года обучения в магистратуре. Мы поделимся друг с другом своими идеями и мотивами при выборе темы магистерского исследования, обсудим оптимальные формулировки и возможные очертания будущих работ, а также проведем для каждого защиту темы – официальную процедуру утверждения исследовательской темы магистранта, с дискуссией и peer-рецензированием, стараясь привлекать к обсуждению не только магистрантов, но и преподавателей департамента – научных руководителей, что и будет экзаменом в рамках НИС первого года, открывающим дорогу ко второй части работы семинара в следующем году.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность 1
    Участие в обсуждении предложенных материалов
  • неблокирующий Аннотация
    Магистранты пишут аннотацию из 3-8 предложений для обложки книги, заинтересовывая и мотивируя потенциального покупателя.
  • неблокирующий Рецензия
    Магистранты пишут рецензию на научное издание, 4-5 страниц.
  • неблокирующий Пресс-релиз
    Магистранты пишут пресс-релиз на 2-3 страницы, заинтересовывая и мотивируя потенциального покупателя.
  • неблокирующий Активность 2
    На семинарах магистранты знакомятся с процессом публикационной деятельности в международной филологической среде, обсуждают конкретные кейсы, обмениваются соображениями по поводу написанных в качестве домашних заданий рецензий. При невыполненных домашних заданиях участие в семинарах не засчитывается, поскольку студент не готов к занятию.
  • неблокирующий Рукопись
    За 2 недели до окончания модуля каждый магистрант представляет преподавателю и аудитории, выступающей как редакторско-экспертное сообщество, текст статьи на английском языке (4000-8000 слов), отформатированный согласно требованиям реального научного журнала, для публикации в котором статья может предназначаться. После прохождения рецензирования и обсуждений на семинаре текст рукописи может быть исправлен. Преподаватель оценивает его финальную версию.
  • неблокирующий Активность 3
    Работа на семинаре предполагает выступление магистрантов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий и устные выступления.
  • неблокирующий Презентация
    Магистранты делают доклады на выбранные темы, используя материалы собственного исследования и как минимум один из обсуждаемых на семинаре текстов по методологии. В течение модуля каждый участник семинара делает одну презентацию (5-10 минут).
  • неблокирующий Эссе
    Исследовательская работа (объем: от 10 до 20 страниц) на тему, выбранную студентом после консультации с преподавателем.
  • неблокирующий Активность 4
    Магистранты посещают занятия и выполняют задания по ознакомлению с текстами по истории и теории визуальности, пробуют себя в научной полемике вокруг подобной тематике и осуществляют анализ конкретных артефактов. Магистранты обсуждают темы будущих магистерских диссертаций и специфику их раскрытия, формальные требования к магистерским ВКР и оптимальные способы планирования своей работы в следующем году. В ходе экзамена (защиты и утверждения тем) магистранты активно участвуют в обсуждении проектов коллег, выступая в роли членов комиссии, рецензентов и потенциальных оппонентов научных сочинений друг друга.
  • неблокирующий Защита темы (ЭКЗАМЕН)
    В течение последних 10 дней модуля на занятиях каждый магистрант выступает с 15-минутным устным обоснованием своей исследовательской темы. После обсуждения производится коллективное утверждение (или отклонение) окончательной формулировки темы ВКР (в учебном режиме).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Активность 1 + 0.2 * Аннотация + 0.25 * Пресс-релиз + 0.3 * Рецензия
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность 2 + 0.1 * Активность 3 + 0.1 * Активность 4 + 0.3 * Защита темы (ЭКЗАМЕН) + 0.05 * Презентация + 0.2 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.1 * Рукопись + 0.05 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Peter Steiner. (2016). Russian Formalism : A Metapoetics. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1508177
  • Масленникова, С. Ф., & Лыкова, Т. Р. (2016). Магистерская диссертация.
  • РОБОТОВА АЛЕВТИНА СЕРГЕЕВНА. (2016). Научно-Педагогическое Рецензирование: Большие Проблемы Малого Жанра. Высшее Образование в России, 8–9.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Galin Tihanov. (2019). The Birth and Death of Literary Theory : Regimes of Relevance in Russia and Beyond. Stanford University Press.
  • James Phelan. (2009). Editor’s Column: THE NARRATIVE TURN AND THE HOW OF NARRATIVE INQUIRY. Narrative, 17(1), 1–10.
  • May, C. (2020). Academic Publishing and Open Access:Costs, benefits and options for publishing research. https://doi.org/10.1177/0263395719858571
  • Stone, J. (2013). Historical Dictionary of Russian Literature. Lanham, Maryland: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=547995
  • АРУСТАМОВА АННА АЛЬБЕРТОВНА, & МАРКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ. (2016). Воспарение Поэта: Визуальные Модели В Прозе М. Булгакова. Артикульт, 2 (22).
  • КАЛИНИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2016). Виктор Шкловский Versus Роман Якобсон: Война Языков. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 3.
  • Цунаева, Е. (2004). Научное Редактирование И Рецензирование. Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 6: Университетское Образование, 7.