• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

03
Июнь

Новый совместный онлайн-курс по социальной политике в странах Евразии для студентов ВШЭ и университета Хельсинки стартует в предстоящем академическом году

Мы попросили Анну Тарасенко, доцента департамента политологии и международных отношений и научного сотрудника Центра сравнительных исследований власти и управления (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) рассказать о новом курсе и её ожиданиях относительно преподавания в инновационном формате с зарубежными коллегами.

Магистерская программа по российским исследованиям института Алексантери, Хельксинкский университет

Магистерская программа по российским исследованиям института Алексантери, Хельксинкский университет
https://www.flickr.com/photos/welshentag/5665335201/

Анна, расскажите, пожалуйста, откуда возникла идея этого курса и как он появился?

Курс появился в результате двух счастливых совпадений. Во-первых, между Высшей Школой Экономики и Хельсинкским университетом действует соглашение о сотрудничестве и есть успешный опыт взаимодействия студентов в рамках программ обмена и других совместных образовательных проектов. Во-вторых, в момент внезапного и вынужденного перехода в онлайн формат преподавания управление образовательных программ ВШЭ объявило конкурс на поддержку совместных онлайн-дисциплин. Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии» предложила разработать такой курс, который бы соответствовал её содержанию. Опираясь на успешный опыт сотрудничества с магистерской программой российских исследований в университете Хельсинки, мы с коллегой, постдок исследователем университета Хельсинки Ольгой Зевелевой подали заявку для создания совместного курса «Социальная политика на постсоветском пространстве: социальные вызовы и политические последствия» и, к счастью, она была поддержана. Эта возможность появилась в точный момент времени, когда новый онлайн-формат и более глубокое сотрудничество с партнерами стали ключевыми для развития образовательных программ.

 

Расскажите, пожалуйста, подробнее о содержании этого курса.

Курс будет посвящен социальным изменениям и вызовам, их государственному регулированию и политическим последствиям, преимущественно в России, но также в других странах со схожим историческим наследием. Программа курса предполагает практико-ориентированный подход к изучению таких вопросов как старение населения и пенсионные реформы, аутсорсинг социальных услуг и деинституационализация заботы. Эти проблемы широко дискутируются в разных странах и являются точками напряжения как с социальной, так и политической перспективы. Анализ политического курса, как основной подход в изучении этих вызовов, позволит вовлекать студентов в детальную дискуссию об управленческих ответах на те или иные вызовы. Это подход также позволит курсу гармонично встроиться в образовательные программы и дополнить такие базовые академические дисциплины как «Анализ политического курса», «Политика и общество в странах Центральной Азии», «Политика и общество на Северном Кавказе». Курс также будет интегрирован в пул дисциплин магистерской программы двойного диплома «Сравнительная политика России и Евразии», созданной совместно НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и университетским колледжем Лондона.

 

Каковы особенности этого курса и что нового он предлагает студентам?

Можно выделить три особенности, которые отличают этот курс. Во-первых, он нацелен дать студентам высоко востребованные прикладные знания и навыки. Чаще всего студенты, которые уже получили основательную академическую подготовку, ищут более прикладные и практико-ориентированные курсы, чтобы подкрепить имеющиеся знания навыками. Поэтому центральным в курсе является практико-ориентированный подход. Во-вторых, подобный синхронный онлайн-курс для студентов двух университетов – это хорошая среда для создания взаимовыгодного и продуктивного взаимодействия студентов с разнообразным бэкграундом. Международная образовательная среда действительно может поспособствовать развитию так называемых мягких компетенций, критически важных для выпускников любого вуза. В-третьих, новый курс полезен для углубления сотрудничества между ВШЭ и Хельсинкским университетом, а также для обмена опытом и новыми методами преподавания.

Анна Тарасенко, одна из преподавателей курса
из личного архива

Чему студенты научатся на этом курсе?

Прежде всего, студенты приобретут навыки анализа любой конкретной политики с практической точки зрения. Они научатся раскрывать и деконструировать политические инициативы в различных странах, понимать, как можно анализировать механизмы и последствия, включая незапланированные эффекты. Участники курса будут тренировать свои навыки работы с эмпирическими материалами и данными, поскольку данные имеют решающее значение для понимания того, что происходит в результате любой инициированной или реализованной политики. Важно, что итогом курса станут подготовленные студентами аналитические записки (policy papers).

 

Как будет организован курс?

Наша амбиция состоит в том, чтобы организовать этот курс синхронно для обоих университетов так, чтобы студенты могли вместе участвовать в семинарах и лекциях. Мы считаем, что основным преимуществом онлайн-курса является возможность создания пространства для взаимодействия между студентами. Что касается наполнения, планируется несколько записанных лекций по базовым компонентам курса, и студенты будут иметь к ним доступ в любое время. Но поскольку это практико-ориентированный курс, основной акцент будет сделан на участие студентов в семинарах и дискуссиях, а также в практических воркшопах и групповых проектах. Кроме того, онлайн формат поможет обеспечить дискуссии между студентами и облегчит их сотрудничество в режиме реального времени.

 

Каковы основные преимущества курса?

Взаимное обучение для студентов с разным образовательным бэкграундом – это очень ценно и является действительно уникальным и взаимно обогащающим опытом в современном глобальном мире. Я надеюсь, что такого рода совместные курсы будут развиваться и дальше и станут не одноразовым опытом, а стандартной практикой. Среди преподавателей и студентов идет дискуссия о том, эффективно ли онлайн-обучение и конечно, существует много критики в отношении такого формата. Но мы не можем игнорировать тот факт, что это тренд – количество образовательных курсов в онлайн-режиме становится все больше, поэтому игнорировать эти тенденции невозможно. Как преподаватели, мы также должны научиться адаптировать свои дисциплины и эффективно работать с диджитал форматами.

 

Каковы Ваши личные ожидания и надежды, связанные с этим курсом?

Как любой преподаватель, я надеюсь, что этот курс выберут высоко мотивированные студенты, заинтересованные в получении практических навыков. Разнообразный состав студентов из обоих вузов поможет поддерживать интересные дискуссии и уверена, даст плодотворные результаты. Мой опыт показывает, что открытость к новым перспективам и подходам - экспериментальному формату курса или иному взгляду на политический анализ - является ключом к успеху любого образовательного процесса.