• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

В магистратуре по политологии ждут менеджеров и историков

Заведующий кафедрой прикладной политологии, доктор политических наук Александр Сунгуров о новой магистерской программе «Политические институты и инновации».

Заведующий кафедрой прикладной политологии, доктор политических наук Александр Сунгуров — о новой магистерской программе «Политические институты и инновации». 

Магистратура по политологии — не только для политологов 

В нашу магистратуру могут поступать, разумеется, не только политологи по базовому образованию, но и выпускники с самым разным вузовским бэкграундом. Магистратура - дело для людей, которые уже поняли, что им нужно и интересно. Например, закончив вуз и проработав несколько лет, человек понимает, что хочет дополнить свои знания в близкой, но несколько иной сфере. Суть магистратуры в том, что она позволяет дополнить знания, которые человек получил в бакалавриате. Поэтому главное, чтобы наших потенциальных студентов интересовали проблемы взаимодействия общества и власти, а не уровень уже полученных знаний. Мы готовились к появлению у нас студентов-выпускников факультетов менеджмента, социологии, истории. Мы разработали специальные курсы для них, позволяющие дать те знания, которые уже имеют бакалавры-политологи.

Новая политическая популяция - «инноваторы»

Особенность программы заложена уже в самом ее названии. Главный теоретический и эмпирический вопрос, с которым мы будем работать в рамках нашей магистратуры, это процесс внедрения политических инноваций. Мы создавали эту программу вместе с профессором нашей кафедры Владимиром Костюшевым, одним из его основных научных интересов являются проблемы изучения молодежи. Владимир Владимирович выделяет три группы активной молодежи: «приспособленцев», которые мимикрируют под уже существующую политическую ситуацию, «оппозиционеров», которые стремятся с ней бороться, и «альтернативщиков», которые переносят свои усилия в культуру и искусство. Я бы выделил наряду с этими солидарностями еще одну популяцию - небольшую группу «инноваторов». Я хотел бы процитировать слова известной песни Макаревича: «Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Заставить «мир прогнуться» можно, но ведь при этом нужно же еще нужно сделать так, чтобы этот мир не сломался, не «набедокурить», не ухудшить то, что есть - это самое сложное. Не путем революции, которыми уже все «наелись», а с помощью системных реформ. Что такое политические инновации, как их продвигать, как понять какая инновация улучшит ситуацию, а от какой нужно отказаться - это то, чем мы будем заниматься с магистрами с течение двух лет. 

Теоретики и практики

Я вижу преимущество нашей магистерской программы в составе преподавателей: у нас на кафедре собрались на только не только те, кто изучает и анализирует политические институты, но и пытаются влиять на этот процесс. Ваш покорный слуга, например, является руководителем большого проекта связанного с развитием института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, мы занимаемся этим уже 13 лет. Мы можем предложить студентам по крайней мере три направления. Одно из них связано с интересами нашего профессора Владимира Костюшева - это политическая социология и социология культуры: социология общественных движений, социальный протест, молодежные сообщества и субкультуры. Второе направление представляет Григорий Тульчинский. Это корпоративная и региональная социальная политика: оценка эффективности социальных инвестиций и социального партнерства, коммуникативные технологии их реализации. Вашего покорного слугу постоянно интересуют такие темы, как публичная политика как поле взаимодействия государственных и неправительственных организаций, включая появление и развитие таких институтов-модераторов, как институт омбудсмана (Уполномоченного по правам человека) и Центры публичной политики.

Подготовила Маргарита Кулева