Не оставайтесь в своей зоне комфорта, выходите за пределы своей исследовательской области
Ксения Андреевна Бойко, окончив бакалавриат и магистратуру в Вышке, не просто продолжила обучение в аспиранутре, но и ведет активную преподавательскую деятельность. В материале она рассказала о своем опыте и впечатлении от преподавания.
Ксения Андреевна Бойко является выпускницей НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). Она закончила бакалавриат по направлению «Экономика» и магистратуру «Финансы». В настоящее время она является старшим преподавателем департамента менеджмента и аспиранткой Школы Экономики и Менеджмента НИУ ВШЭ.
Ксения Андреевна, почему Вы решили строить свою карьеру в академической среде?
Когда я училась в Вышке, у меня был очень хороший научный руководитель. Она была не просто профессором, а действительно замечательным человеком, потому что могла вдохновлять и мотивировать студентов проводить исследования. Во время учебы я также участвовала в ее исследовательских проекта, и мне это было очень интересно, поэтому после окончания магистратуры я решила пойти в аспирантуру и продолжить исследования.
на программе "Международный бизнес в атр" вы преподавате курс "Innovations in the organization management". Как вы внедряете методологию agile и scrum в преподавание бизнеса и инновационного менеджмента?
Сейчас я пытаюсь отделить управление проектами от управления инновациями, потому что это совершенно разные курсы. Вот почему на нашем курсе по управлению инновациями мы не применяем методы agile и scrum, потому что это только часть курса, и за эту часть отвечают мои коллеги. Но, конечно, у меня есть тема, когда я объясняю, как управлять инновациями. Когда я объясняю эту тему, мы используем некоторые методы из agile и scrum просто для того, чтобы объяснить, что их стоит использовать, если вы хотите стать хорошим менеджером по инновациям.
Можете ли Вы поделиться каким-либо конкретным примером успешных программ, проектов или тематических исследований, которые Вы использовали при преподавании?
У нас есть несколько успешных кейсов от наших российских компаний, например, Сбербанк, Тинькофф и другие компании, которые стали действительно инновационными за последние пять лет. Мы успешно используем эти тематические исследования в качестве примера того, как компании могут быть инновационными.
Каковы, по вашему мнению, ключевые факторы, способствующие успешному международному бизнесу в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
В сферу моих интересов в первую очередь входят российские компании. Но я могу высказать некоторые предположения. Я думаю, что сотрудничество между компаниями и странами можно считать ключевым фактором, способствующим успешному международному бизнесу. Если страны или международные компании будут накапливать знания, они смогут создать большую базу знаний и, у них появится возможность перевести международный бизнес на более высокий уровень.
Как Вы поддерживаете и поощряете вовлеченность студентов и критическое мышление на своих лекциях и дискуссиях?
Честно говоря, я была очень удивлена, когда начала преподавать для программы «Международный бизнес в странах АТР», потому что это мой первый год, когда я преподаю магистрантам. Все студенты группы очень мотивированы. Это означает, что мне даже не нужно поощрять их к участию в лекциях или дискуссиях. Для меня это большая неожиданность. Действительно, у нас много дискуссий, поэтому на каждом занятии я стараюсь задавать какие-то вопросы без правильного ответа. Инновационный менеджмент — это всегда дискуссия на ту или иную тему, много споров об инновациях и так далее.
В этом году Вы выиграли приз от фонда образовательных инноваций (ФОИ) и Ваш проект был посвящен использованию «геймификации» в учебном процессе. Не могли бы Вы, пожалуйста, объяснить основную идею, стоящую за таким нововведением?
Меня очень вдохновила коллега, которая объяснила мне, как использовать некоторые полезные инструменты в Smart LMS. Она поделилась со мной идеей, что мы можем организовать что-то вроде игры со студентами. Я подумала, что все люди, не только студенты, любят играть в разные игры. Мне нравится играть в игры, я уверена, что и Вам тоже, верно? Я решила, что «геймификация» может помочь, особенно в моем курсе, привлечь студентов к учебным материалам, таким как лекционные материалы или другая дополнительная информация. Как Вы знаете, студенты не хотят или у них нет времени читать дополнительные материалы, потому что они считаются необязательными. Однако из-за ограничения по времени я не могу объяснить все во время лекции, вот почему я призываю студентов читать дополнительные материалы и выполнять дополнительные задания. «Геймификация» - хороший инструмент для этого.
Например, для одного курса у меня есть рассказ о парне, который путешествует по острову и встречается с пиратами. Ему нужно найти какой-нибудь сундук с сокровищами, и чтобы найти этот сундук с сокровищами, студенты должны выполнить несколько упражнений. Как в компьютерной игре Вам нужно найти какой-нибудь тайник, повысить уровень своего опыта и так далее.
Повысился ли уровень вовлеченности?
Здесь я тоже была удивлена. Я думала, что только некоторые студенты будут играть в игру, но, исходя из моего опыта, более 70% студентов пытаются найти тайник или какие-то скрытые артефакты. И, отвечая на ваш вопрос, да, я уверена, что «геймификация» повысила уровень вовлеченности в образовательный процесс.
Что вдохновило Вас на это нововведение?
У меня было желание сделать что-то креативное, потому что в университете, когда Вы обучаете студентов, всегда есть несколько строгих правил: что нужно делать и как нужно это делать. Из-за этого недостатка творческого подхода я поняла, что мне нужно, а именно повысить свою собственную креативность. «Геймификация» является своего рода стимулом для креативности ума, чтобы я могла реализовать свои безумные идеи с какой-нибудь полезной для студентов целью, попробовать создать игру, попытаться сделать процесс учебы более увлекательным. Вы знаете, обычно студенты очень загруженные, их совсем не развлекает, когда они что-то изучают, но когда Вы играете и в то же время чему-то учитесь, Вам становится гораздо интереснее. В этом и заключается идея и это вдохновляет.
Какие впечатления у Вас остались после работы со студентами ОП «Международный бизнес в странах АТР»?
Это был первый опыт обучения магистрантов, и мне действительно очень понравилось работать с ними, потому что они очень мотивированы, хотят развивать свой творческий потенциал и быть вовлеченными в учебный процесс. В будущем я хотела бы продолжать обучать студентов и расширить границы своих знаний. И я также надеюсь, что, когда я закончу этот курс с этими студентами, я получу новый опыт. Мне нравится, что на программе обучаются студенты из разных стран. Когда мы что-то обсуждаем, студенты делятся своим опытом, как это работает в их стране, в чем специфика. Благодаря обмену опытом в области инноваций или управления компаниями, мы получаем новые знания. Это очень важно.
Какой совет Вы хотели бы дать нашим студентам?
Просто старайтесь получать новую информацию. Не оставайтесь в своей зоне комфорта, выходите за пределы своей исследовательской области и попробуйте изучить что-то новое и делать что-то новое.
Бойко Ксения Андреевна
Департамент менеджмента: Старший преподаватель