«Здесь ты чувствуешь себя частью сообщества», — Алина Мезенова о поступлении, историческом треке и Печальном путешествии императора
Поговорили со студенткой первого курса «Глобальной и региональной истории» Алиной Мезеновой о том, что общего у тела Александра I и гоголевского «Ревизора», как обеспечить свободное лето после бакалавриата и почему уже сейчас стоит идти в архив и собирать материалы для исследования. Об этом и многом другом читайте в нашем материале.
Год назад я окончила Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета. Следовать академическому треку решила примерно на первом курсе, поэтому никогда не сомневалась, что мне необходимо будет поступать в магистратуру.
В результате я поступила на «Глобальную и региональную историю». Выбрала эту программу и Питерскую Вышку по нескольким причинам. Первое — необычный формат, так как программа полностью англоязычная. Честно сказать, я не видела, чтобы какой-либо другой университет в Петербурге или Москве в магистратуре предлагал подобную программу, связанную с историческим профилем, полностью на английском языке. В моем случае, когда я хочу стать ученым, знание английского языка должно быть на очень высоком уровне. Второй момент — это, конечно же, учебный план. Я посмотрела курсы и подумала, что звучит все очень интересно. В бакалавриате у меня тоже было немало занимательных дисциплин, но многие из них являлись довольно классическими, базовыми. Здесь я увидела целый список необычных и интересных курсов, которые, как показалось, расширят мой кругозор, эрудицию и улучшат методологическую подготовку.
Процесс поступления проходил для меня очень приятно, потому что еще на третьем курсе бакалавриата я участвовала в Олимпиаде «Высшая Лига» и стала призером. Это дало возможность поступить без экзаменов. Я всем советую участвовать в этой Олимпиаде. Она состояла из двух заданий. Первое было связано с анализом статьи, а второе — с эссе на проблемную тему исторической науки. Это был очень интересный и увлекательный опыт, который принес свои результаты. Получив диплом бакалавра, я буквально на следующий день отнесла его в Высшую школу экономики.
Начиная с августа, Николай Ссорин-Чайков начал знакомить нас с тем, что ожидает впереди. Он рассказывал многое о том, как устроена Вышка и программа, за что ему огромное спасибо. «Глобальная и региональная история» действительно уникальна и очень отличается от всего, что можно ожидать в бакалавриате, а тем более в других университетах. Я выбрала исторический трек, потому что моя научная идентичность, как бы странно или забавно это ни звучало, связана именно с историей. Тем более моя исследовательская тема живет в XIX веке, в связи с чем какого-то сложного вопроса и дихотомии по поводу выбора трека не было.
Поделюсь своим позитивным опытом обучения в Вышке, связанным с отношением преподавателей к студентам. Здесь ты чувствуешь себя частью сообщества, и преподаватели действительно трепетно и очень уважительно относятся к жизни обучающихся. Не только к научной, но и к частной. Нам нередко повторяют, что довольно важно сохранять свое ментальное здоровье и в то же время продолжать исследовательский поиск. Атмосфера очень дружелюбная и побуждающая творить. Мне кажется, это тоже очень важно для характеристики какой-либо программы и для понимания, какой формат студенческой жизни присутствует здесь и сейчас в Высшей школе экономики.
Честно сказать, курсы по антропологии иногда даются мне сложно, потому что я все-таки не антрополог, и иногда чувствую очевидные пробелы в своих знаниях. Но с другой стороны, ты замечаешь, как в твоей голове меняется не только оптика восприятия своего исследования, но и вообще науки. Возможно, даже мира в целом.
Несмотря на большое количество дисциплин по антропологии, мое сердечко все равно начинает биться чаще, когда я слышу слово «история». В прошлом семестре у нас был курс «Введение в глобальную историю», который, к сожалению, длился всего один модуль. В рамках семинаров было много интересных дискуссий, у меня получилось составить примерную картину того, как вообще изучается глобальная история, какие есть подходы сегодня. Я бы с радостью прошла этот курс еще раз или продолжила заниматься близкой к нему темой. Также у нас был курс по «Империям и дипломатии раннего Нового времени», там мы больше занимались источниковедением — читали тексты, в том числе на французском языке. Лишний раз его повторить было довольно приятно, так как я занимаюсь XIX веком и подобные компетенции просто необходимы.
Я занимаюсь изучением Печального путешествия Александра I — последнего путешествия императора. Он умер в Таганроге, после чего его тело перевезли в Санкт-Петербург. Однако эта процедура заняла несколько месяцев, и траурный кортеж останавливался в ряде губернских центров и обычных городов. Там организовывали траурные церемонии прощания с императором. Я изучаю реакцию местного общества на это явление, потому что это безусловный прецедент в России. До случая с Александром I ничего подобного не было, общество не знало, как реагировать, и власть на самом деле тоже. Изначально я планировала смотреть только на реакцию общества, но потом поняла, что мне будет интересно изучить этот процесс с двух сторон. У власти не было представления о том, как организовывать подобные «путешествия», поэтому мне стало любопытно, как в условиях творческого хаоса конкретные губернаторы, чиновники, представители местного дворянства и обычные жители реагировали на наличие тела императора в их городе.
Иными словами, я рассматриваю труп как своего рода гоголевского ревизора Несмотря на то, что император был мертв и представлял собой только физическое тело, люди реагировали на него несколько странно, воспринимая не совсем покинувшим этот мир. Они все равно ощущали сохранение его сакрального статуса. Это запускало определенные механизмы в их поведении, вызывало интересную реакцию.
Тема моего исследования предполагает активную архивную работу, потому что мне нужны исторические материалы, источники, которые позволят выстроить повествовательную канву и понять, что же именно происходило в городах. Самая большая проблема заключается в том, что участники этих церемоний, например, городские жители, не оставили никаких воспоминаний. В основном мои источники сейчас — отчеты губернских прокуроров или других должностных лиц. Это накладывает свой отпечаток, потому что анализировать такое сложно, нужно учитывать огромное количество вводных данных. Возникают и другие трудности. Здесь уже вопрос о методологической части — как изучать тело императора? У нас есть довольно долгая историографическая традиция, которая связана с исследованием сакральности монарха в Европе. Но мы понимаем, что в России была своя специфика и ставить знак тождества между образами европейского и российского монархов не совсем верно. Для меня сейчас важно найти правильную методологическую оптику.
Но на данный момент моя главная задача — посетить как можно больше доступных мне городов и собрать архивный материал для того, чтобы восстановить Печальное путешествие Александра I. Я думаю, что в дальнейшем мое исследование может быть полезно всем тем, кто интересуется политической ментальностью российского общества и политической эпистемой, существовавшей в XIX веке. Она же впоследствии трансформировалась, и все это довольно значимо для нас сегодня. В общем, получается довольно интересный сюжет.
Тем, кто только собирается поступать в магистратуру, снова напомню обязательно поучаствовать в Олимпиаде, потому что это хороший шанс упростить себе жизнь в дальнейшем и чувствовать себя свободным целое лето после бакалавриата. Тем, кто планирует выбрать исторический трек, я рекомендую начать собирать архивные материалы как можно раньше, потому что программа насыщенная. Если вдруг вы планируете работать параллельно с обучением в магистратуре — Вышка учитывает это, за что огромное спасибо — вам может быть сложно организовать посещение архивов на перманентной основе. Я очень настоятельно советую после завершения бакалавриата на следующий день или даже в этот же день идти в архив и начинать собирать материалы. Конечно же, это актуально, если у вас есть тема. Но если вы еще не сформулировали ее в своей голове, что, как нередко напоминали нам преподаватели, абсолютно не страшно, просто займитесь творческим поиском и попытайтесь к осени придумать, что именно вы будете исследовать.
Ссорин-Чайков Николай Владимирович
Академический руководитель магистерской программы