• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Глобальная и региональная история / Global and Regional History»

«Я ставлю на науку», — Александр Резник об историческом треке, дисциплинах и исследовательских интересах

Поговорили с Александром Резником, директором Центра исторических исследований и сокуратором программы «Глобальная и региональная история», об исследовательских интересах, историческом треке и будущих магистрантах. Если после прочтения остались вопросы или возникло желание обсудить труды Антонио Грамши и не только, то смело пишите на почту Александру: areznik@hse.ru 

«Я ставлю на науку», — Александр Резник об историческом треке, дисциплинах и исследовательских интересах

Фото из архива Александра Резника

В отличие от большинства других магистратур, курсы исторического трека нашей программы не только посвящены актуальным проблемам и направлениям в исторической науке, но и выстроены в сравнительной перспективе. Будь это история империй, городов или науки, задача состоит в реконструкции глобального образа. Разумеется, это касается и более «традиционных» сюжетов, как, например история дипломатии Раннего Нового времени. Кроме того, в рамках обоих треков, магистранты обладают реальным выбором. Так, они могут «собрать» дисциплины по глобальной истории, начиная с вводного курса и заканчивая историей антропоцена. Можно комбинировать курсы про глобальное неравенство, историю справедливости и антропологию бюрократии. Кроме традиционно важного научно-исследовательского семинара, новым в нашей программе является семинар наставников, в рамках которого соруководители магистерской программы, антрополог Николай Ссорин-Чайков и историк ваш покорный слуга, предлагают студентам обсуждать ключевые концепты — дискурс, агентность, гегемония и другие — в контексте исторических и антропологических работ.


Мы ждем студентов, которым интересно все новое и дискуссионное в современных социальных и гуманитарных науках. Тех, кто готов читать и обсуждать много сложных текстов, чтобы в итоге произвести на свет самостоятельную исследовательскую работу. Как показывает наш опыт, исторический бакалавриат не дает абсолютных преимуществ, главное — быть готовым к интенсивной учебе. На выходе обладатели нашего диплома будут иметь необходимые навыки для аспирантских программ высшего уровня, для преподавания, а также для экспертной аналитики в социальной сфере в широком смысле слова. Если говорить конкретно об историческом треке, то он формирует широкий кругозор и дает необходимый методологический инструментарий, чтобы найти свое место в разных конкурентных сферах. Я ставлю на науку, но знаю, что большинство находит себя в самых различных областях!


Я читаю курс, посвященный культам политических лидеров в XX веке. В первую очередь, это политическая история через призму культурных форм сакрализации власти в Германии, России и СССР, Италии, Китае, Турции, Восточной Европе и Аргентине. Курс позволяет составить представление о риторике репрезентации образов правителей — в основном это мужчины — в конкретно-исторических условиях, выделить общее и особенное в культах на протяжении XX века, об окончании которого в данном аспекте, видимо, еще рано говорить. 


Мой собственный интерес к истории войн и революций, идеологий, культов вождей и других «политических» феноменов родился из ощущения, что порожденные ими исследовательские вопросы не потеряют своей актуальности. Проблематика языка занимается центральное место в осмыслении того, как и почему политическая коммуникация принимает такие причудливые формы как ритуализация политики вокруг сакральных образов. Необходимый критический инструментарий я заимствую у разных теоретиков: Маркс, Вебер, Грамши, Альтюссер, Хабермас и Жижек. Коллеги любит шутить, что я по-настоящему оживаю при упоминании имени Жака Лакана. Впрочем, я буду рад ответить на все вопросы наших потенциальных абитуриентов, даже Лакан не будет упомянут. Пишите мне на areznik@hse.ru


Будущим студентам исторического трека будет полезно почитать выпуски ключевых международных журналов, особенно раздел рецензий и дискуссий, чтобы составить более цельное представление о контексте современной историографии. Полезно и послушать подкасты New Books Network (https://newbooksnetwork.com/category/history), особенно в свете того, что собеседование и большинство учебных занятий проходят на английском языке.