• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Меня научили подходить к работе как к научному исследованию», — выпускница Анна Кротова об учёбе и карьере после магистратуры

Поговорили с Анной Кротовой об учёбе на программе после перезапуска и карьере в стенах Питерской Вышки. О рабочих командировках, полезных навыках, любимых дисциплинах и о том, как совместить историю, медицину и гендер в одном исследовании — читайте в материале.

«Меня научили подходить к работе как к научному исследованию», — выпускница Анна Кротова об учёбе и карьере после магистратуры

Фото из архива Анны Кротовой

Я работаю в Управлении маркетинговых коммуникаций Питерской Вышки. Номинально я менеджер отдела рекламы, фактически отвечаю за всё, что связано с SMM-блоком и продвижением университета в социальных сетях. Мне нравится, что мои задачи постоянно расширяются, что могу пробовать новое.


Например, я участвовала в запуске и развитии нескольких партнёрских проектов — с Буквоедом, Севкабель Портом, Зенитом, VK. Ещё я успела съездить в командировки в Москву и Екатеринбург, скоро начну экспериментировать с видео контентом.


Я много работаю с текстом — читаю, анализирую, пишу, редактирую. Пожалуй, это ключевой hard-навык, который я приобрела в бакалавриате и усилила в магистратуре. Если говорить про софты, то мы регулярно работали в группах над презентациями и проектами. Так получалось, что я часто брала на себя роль «лидера» и выстраивала работу группы. Сейчас я руковожу небольшой, но очень классной командой. 


Я окончила исследовательскую программу, но работаю в маркетинге — кому-то это покажется странным. Мне действительно не рассказывали, как разрабатывать стратегии, продвигать продукты и услуги — многое я постигала «в процессе». Но меня научили критически мыслить и подходить к работе, как к научному исследованию: системно, с планом, инструментами и предварительными выводами. А это в моей сфере очень ценно.


После исторического бакалавриата в Питерской Вышке идти куда-то ещё мне просто не хотелось. В 2020 году программу запустили в обновленном варианте: изменился фокус, содержание, академический руководитель. Мне было интересно попробовать себя в чем-то более серьезном. К тому же исследовательский проект, которым я занималась в бакалавриате, отлично подходил под эти новые рамки, и я хотела продолжать над ним работать.


Другая причина — желание продлить студенчество. Возможно, это прозвучит инфантильно, но мне всегда нравилось учиться, и тогда я не была готова попрощаться с учёбой. Это не самая лучшая мотивация, но так тоже бывает.


Поступление, с одной стороны, было довольно волнительным. Я тщательно собирала портфолио, редактировала резюме, больше двух недель писала statement of purpose. Самым запоминающимся моментом для меня было собеседование. Перед ним я нервничала, но всё прошло отлично. Мне задавали интересные вопросы: например, какой темой я бы занималась, если мою текущую (теоретически) запретили на законодательном уровне. Спустя пару дней после интервью я получила письмо от Николая Ссорина-Чайкова. Даже помню, как оно начиналось: «Дорогая Анна, простите за официальный тон этого письма: это offer, предложение места».


В магистратуре самыми интересными дисциплинами для меня были «Эпидемиология, медицина и гендер» и «История науки». Первый курс вел Павел Андреевич Васильев, он предлагал много форматов, которые сделали занятия более интерактивными: мы работали в Perusal, участвовали в опросах через Poll Everywhere и Kahoot, делали презентации, а несколько раз к нам на семинары приходили авторы текстов. А второй курс мне понравился, потому что мы не просто изучали, что для науки кто-то и когда-то сделал, а смотрели, как накопление научных данных привело к появлению новых исследовательских практик и институтов, узнали, что такое история науки с методологической точки зрения. Эту дисциплину преподавала моя научная руководительница Марина Викторовна Лоскутова — она превосходный лектор.


В бакалавриате и в магистратуре я изучала историю родовспоможения в имперском Петербурге: смотрела, как менялись практики и законодательство в этой области, как происходила медикализация и институционализация родовспоможения. Получился интересный микс из гендерной, социальной и медицинской истории.


Самая интересная и сложная часть работы над историческим исследованием — работа в архиве. Чтобы написать хорошее исследование, важно не бояться архивной работы и подходить к ней с энтузиазмом. Я пересмотрела, наверное, сотни дел, чтобы отобрать нужные мне материалы. К тому же мои источники датировались XVIII–XIX веками: я провела много времени, просто пытаясь понять, что в них написано. 


В диссертации я пришла к нескольким интересным выводам. Во-первых, до второй половины XIX века повивальные бабки, которые окончили специальные курсы и получили диплом, были единственной категорией женщин, допущенных до государственной службы.


Во-вторых, из-за их пола таких женщин не воспринимали как госслужащих. Говоря в современных терминах, они часто сталкивались с дискриминацией: их жалование было в два раза меньше, чем у младшего акушера, им не позволяли проводить хирургические операции и выписывать лекарства, они не были включены в медицинское сообщество. Даже в официальных документах требования к ним предъявлялись не как к медицинским работникам, а как к женщинам: повивальные бабки должны быть послушными, прилежными, скромными, не болтать лишнего и не употреблять алкоголь.


В-третьих, к началу XIX века в Российской империи появилось несколько фигур так называемых birth assistants — акушер-мужчина, образованная повивальная бабка и сельская повитуха. И тут появляется интересный момент: с одной стороны, образованная повивальная бабка превосходит обычную повитуху в подготовке и статусе, но в то же время её экспертизы недостаточно, чтобы «дотянуться» до пантеона врачей-мужчин.


Эта тема была со мной больше пяти лет — я открыла её для себя на втором курсе бакалавриата и за неё же получила степень магистра. Поэтому говорить о своём исследовании я могу долго и много. Я занималась этой темой просто потому, мне это было интересно. Думаю, именно из-за этого я всегда получала десятки за свои курсовые и обе ВКР.


Для тех, кто планирует поступать на «Глобальную и региональную историю», у меня есть несколько рекомендаций. Во–первых, разберитесь со своими ожиданиями: зачем вам эта программа, чего вы ждёте от учёбы и что хотите получить в итоге. Ответы на эти вопросы очень помогут написать statement of purpose и подойти к выбору программы осознанно. Во-вторых, подумайте над своим исследовательским проектом. Выберите тему, которая вас заряжает, но убедитесь, что на программе есть преподаватель (а лучше несколько), у которого схожие с вами исследовательские интересы. В-третьих, поступайте! Эта программа, и Питерская Вышка в целом, предлагает студентам много возможностей. Будьте смелыми и берите от учёбы по-максимуму.