«Мы готовим современных управленцев и экспертов-аналитиков для России»
Магистерская программа Питерской Вышки «Городское развитие и управление» востребована на рынке образовательных услуг не первый год. Что обеспечивает ее актуальность, какие проекты реализуют магистранты и как правильно написать мотивационное письмо, рассказывает академический руководитель программы Леонид Лимонов.
Леонид Эдуардович, программе «Городское развитие и управление» пойдет пятый год – что поддерживает ее актуальность? Почему абитуриенты ее выбирают?
У молодежи есть довольно устойчивый спрос на урбанизм. При этом наша программа сочетает урбанистическую междисциплинарную тематику городского развития с управленческой, то есть дает сочетание двух компетенций. Она предлагает перспективы участия в решении вопросов развития города как с точки зрения работы в органах государственной власти или на муниципальном уровне, так и в бизнесе, негосударственных и общественных организациях, реализующих отраслевые проекты развития городских территорий.
Чаще подобные программы предлагают широкий контекст государственного и муниципального управления, тематику федерального и отраслевого уровня. Другие не касаются управления и сосредотачиваются на архитектуре и градостроительстве. К нам же нужно идти именно за сочетанием городской тематики и управления, за пониманием, регулированием и планированием городских экономических и социальных процессов. Это довольно специфическая ниша, которая пока не занята.
В свете утверждения нового стандарта магистратуры расскажите, пожалуйста, о том, как и чему будут учиться магистранты-первокурсники.
С этого года у нас на программе появятся два трека – исследовательский и практико-ориентированный, направленный на подготовку к работе в органах государственной и муниципальной власти. Такое разделение вполне логично. С одной стороны, всегда есть люди, ориентированные на государственную службу и на работу в системе управления. Им важно сделать упор на изучение законодательства, нормативной базы, знакомиться с управленческой практикой и самим делать проектные разработки институционального характера. Конечно, они тоже будут заниматься аналитической работой, но аналитика будет ими использоваться для обоснования и демонстрации эффективности принимаемых решений.
С другой стороны, сделавшие акцент на исследовательской работе выпускники программы смогут работать не только в органах управления, но и в аналитических подразделениях научно-исследовательских и проектных институтов, консалтинговых и вообще любых (финансовых, строительных и проч.) компаний, имеющих региональные стратегии и разрабатывающие инфраструктурные и иные проекты, планы и программы развития территории города, его частей или региона в целом. Кроме того, исследовательская подготовка нужна и чиновникам – она в дальнейшем поможет им быть квалифицированными заказчиками работ, понимающими круг проблем, умеющими правильно поставить задачи и оценить полученные результаты.
Наставником исследовательского трека буду я, вторым наставником станет Александр Михайлович Ходачек, сам в прошлом государственный служащий, а ныне президент Питерской Вышки. В структуре программы появится семинар наставников как система регулярных встреч, на которых мы будем вести со студентами своего трека индивидуальную содержательную работу, вникать в их интересы и проблемы, корректировать планы, контролировать достижение KPI и в целом довольно глубоко погружаться в образовательный процесс.
При этом каждый студент сможет формировать индивидуальную образовательную траекторию за счет уникального сочетания обязательных дисциплин так называемого мейджора (англ. major), составляющего образовательную базу программы, и курсов по выбору из общеуниверситетского и общефакультетского пула. Последние могут выбираться студентами по своему усмотрению и желанию, но как наставники мы готовы советовать что-то усилить и на что-то обратить особое внимание.
Вы практикуете проектное обучение?
Да, разнообразные проекты являются обязательной частью программы. Преподаватели формируют проекты научно-исследовательские – их результатом становятся аналитические работы, статьи и доклады, с которыми магистранты участвуют в конференциях. Партнеры программы – базовые кафедры Леонтьевского центра и администрации Санкт-Петербурга – подключают магистрантов к прикладным проектам. Например, ежегодный Форум городов и регионов России по стратегическому планированию, проводимый Леонтьевским центром, требует большой аналитической и организационной подготовительной работы. Еще один пример – разработка центром стратегических планов и программ развития регионов, для которых студенты собирают и обрабатывают данные, практикуются в использовании методик обработки, формируют информационную базу и т.д.
Ежегодно магистранты участвуют в конкурсе проектов по заказу городской администрации: взаимодействуют с соответствующими подразделениями, проходят там практику, пишут работу и выставляют ее на конкурс, на котором часто побеждают и получают предложение продолжить сотрудничество. Так, именно через эти конкурсы в течение четырех лет (программа в ее нынешнем виде реализуется с 2017 года) порядка двадцати человек трудоустроились в различные органы региональной власти.
Одним из преимуществ программы выступает международность – как она реализуется в текущих условиях?
Действительно, международность оказывает большое влияние на выбор абитуриента, потому что это интересно и привлекательно, но для нас это тоже очень важно. Мы хотим готовить современных управленцев, имеющих широкий кругозор и понимание механизмов адаптации лучших международных практик к российским условиям.
Так сложилось, что мы всегда делали ставку не на поездки по обмену, а на онлайн-обмен опытом, что, конечно же, проявило себя в период пандемии и закрытых границ очень хорошо. Вот уже шесть лет мы ведем исследовательский онлайн-вебинар – сначала с Мерилендским университетом, а теперь уже третий год сотрудничаем с университетом Флориды. Двухгодичная программа обмена Erasmus+ у нас с была с магистерской программой Urban Planning and Policy Design Миланского Политехнического Университета (PoliMi), но ее начало пришлось как раз на период ограничений передвижения, так что по факту студенты все равно учились в дистанте. Сейчас мы обсуждаем возможность экспериментального присоединения миланской программы к нашему семинару с американцами, и таким образом в 2021-22 учебном году наше международное взаимодействие станет трехсторонним. Уже сейчас наши студенты делают научно-исследовательские проекты про свои города, итальянские и американские – про свои, практикуют исследовательские методы, друг друга рецензируют, а в дальнейшем мы хотим соединять их в смешанные команды, чтобы привести проекты к некому общему знаменателю, проанализировать в динамике по сопоставимым параметрам.
Мы научились выстраивать эффективное и очень интересное онлайн-взаимодействие, с практикой английского языка и без дополнительных затрат на перемещение и проживание, что немаловажно.
Разумеется, мы сохраняем идею студенческой мобильности, которая предполагает обучение в зарубежном университете по обмену, но ее реализация будет зависеть от мировой эпидемиологической обстановки.
Еще одна практика обеспечения международности – привлечение зарубежных преподавателей. Раньше мы приглашали наших коллег из партнерских организаций для чтения курсов или отдельных модулей в Петербург, сейчас планируем переговоры об организации преподавания в онлайне, тем самым дополнительно усиливая англоязычную международную составляющую образовательного процесса.
Несколько раз обсуждался вопрос, почему программу не сделать полностью англоязычной и международной, с привлечением на обучение иностранных студентов. На мой взгляд, это было бы странно, потому что мы готовим управленцев и экспертов-аналитиков для государственных и муниципальных структур, и хотелось бы продолжать их готовить именно для России. При этом они должны быть глубоко погружены в актуальный контекст, читать научную литературу на английском языке, понимать современные тренды и уметь в рамках этих трендов работать.
Кого вы ждете на программе, кого приглашаете?
Программа делает упор на экономику города и лежащие в ее основе процессы, а также на пространственное городское развитие. Хорошо, когда к нам приходят экономисты – они уже знают экономическую теорию, микро и макроэкономику, математические методы и эконометрику, а мы их направляем в русло пространственной экономики, в основе которой тоже работают теории и модели, но связанные уже конкретно с пространственным размещением структур внутри города и в рамках системы городов. К нам также приходят политологи, социологи, выпускники нашего бакалавриата «Управление и аналитика в государственном секторе» и программ «Государственное и муниципальное управление» других вузов. Иногда приходят архитекторы и градостроители. Все это неплохо, мы просто для них для всех углубляем экономику, даем исследовательский и аналитический инструментарий. Математики, физики, биологи и представители других специальностей приходят к нам гораздо реже, но в этом случае они очень мотивированы, дополнительно изучают дисциплины по нашему профилю, проходят онлайн-курсы.
Как проходит процедура отбора на программу?
У нас стабильно высокий конкурс портфолио, ежегодно порядка пяти-шести человек на место. По введенным критериям оценки мы ставим больше баллов тем, у кого в багаже есть диплом по профильной тематике, математические и экономические дисциплины. Кроме того, мы стимулируем к знанию английского языка на уровне upper-intermediate и выше – для нас это важно, потому что на английском читается часть курсов программы и проходит партнерский научно-исследовательский семинар. Так что мы даем дополнительные баллы как за оценки, так и за сертификат IELTS.
Но при этом у талантливых и мотивированных абитуриентов без профильного базового образования тоже есть шансы. Такие люди, как правило, появляются не в последний момент, а за два года до поступления, в начале третьего курса – они регулярно ходят к нам на консультации, дни открытых дверей и другие мероприятия, параллельно добирают необходимое за счет факультативов и элективных курсов, что-то проходят на Coursera, сдают английский. Это хорошая модель взаимодействия – мы таких мотивированных людей знаем, помним и можем что-то им подсказать в процессе подготовки.
Вообще портфолио формируется многими вещами и ориентировано на абитуриентов двух типов. Один тип – это выпускники или недавние выпускники бакалавриата. У них профильный диплом, хорошие отметки, подтвержденный английский, участие в летних и зимних школах и конференциях, публикации (к слову, мы не учитываем публикации в сомнительных изданиях или сделанные на платной основе), отзывы и рекомендации академических руководителей или организаций, где они проходили практику. Если диплом не вполне профильный, то важно не забыть включить в портфолио все показатели дополнительно проведенной работы.
Второй тип поступающих – это люди, работающие в органах государственной власти, заинтересованные в получении магистерской степени для наращивания компетенций и продвижения по службе. Для них мы предусмотрели баллы за стаж работы, характеристику от работодателя, служебные награды и поощрения, которые компенсируют непрофильное образование или иной дефицит показателей, но зато подтверждают приобретенную на службе квалификацию. По этой части выпускник бакалавриата ничего не получит, а сотрудник управленческих структур, наоборот, наберет здесь, но не доберет по рейтингу оценок, например.
Довольно много баллов мы даем за мотивационное письмо, из которого должно быть видно, почему человек хочет учиться именно на этой программе, какой проблематикой хотел бы заниматься, каковы его ожидания от обучения и какие видятся перспективы – не только для себя лично, но и для общественной пользы. Вдумчиво составленное и хорошо написанное мотивационное письмо дает сразу 10 баллов.
В целом я бы предлагал ничего не бояться и документы обязательно подавать, просто тщательно подходить к их оформлению и отводить на это достаточно времени.