«Менеджмент впечатлений»: где рождаются проекты, объединяющие учебу, увлечения и будущую профессию?
«Менеджмент в индустрии впечатлений» — это не просто образовательная программа, а сообщество людей, которые уже сейчас создают события, меняющие культурный ландшафт. Студенты магистерской программы не ждут диплома, чтобы начать работать в сфере культуры — они запускают свои проекты параллельно с учебой. Рассказываем об одном таком ярком примере — «Мастерской критики» студенток Марии Дорофеевой и Полины Каменецкой.
Мария и Полина участвуют в «Летней школе», междисциплинарном просветительском проекте, где в формате полевого лагеря проходят десятки мастерских: от научных лабораторий до театральных студий. В этом году студентки стали организаторами «Мастерской критики», направленной на обучение кино- и театральных критиков, кураторов и лекторов. Мы поговорили с ними о том, как будет устроена их «Мастерская» и почему учеба на нашей программе стала отличным помощником в работе над проектом.
О проекте и мотивации
Как вы узнали о «Летней школе» и что вас вдохновило участвовать именно в этом проекте?
Маша: Я узнала о «Летней школе» от одного из ее организаторов, еще когда училась в девятом классе. Но тогда возможности поехать не было — так что впервые я побывала на «Летней школе» только в 2022 году на мастерской «Реальной журналистики». В прошлом году вернулась на «Мастерскую художественного кино», а в этом уже захотелось делать что-то свое.
Полина: О «Летней школе» я узнала во время учебы на бакалавриате от своих коллег. В то время я так и не собралась поехать на какую-нибудь мастерскую. Поэтому «Мастерская актуальной кинокритики», которую мы организовывали в прошлом году была для меня первым опытом участия!
Почему выбрали направление критики кино и театра?
Маша: «Мастерская критики» (проходит в рамках «Летней школы» с 7 по 17 июля) рассчитана на людей, которые интересуются современными кино и театром, хотят про них писать и говорить, но не до конца понимают, как и где это делать. Мы разберемся в теории, попрактикуемся в текстах и проектах, пригласим экспертов из индустрии и поможем всем участникам получить необходимый буст, чтобы развиваться в выбранном направлении. В нашем тандеме я отвечаю за трек «Театральная журналистика». Я взялась именно за театр, потому что я в этом разбираюсь. А еще у нас есть социальная миссия, как бы пафосно это ни звучало: мест, где ты можешь учиться настоящей современной и энергичной театральной журналистике, сейчас почти нет. А мы хотим стать именно таким местом.
Полина: Сейчас настоящий бум низовых инициатив в кино. Появляется множество независимых фестивалей, зинов, мастерских и так далее. На треке “Проектная кинокритика” мы собирались сфокусироваться как раз на проектной составляющей: поделимся опытом, определим боли наших проектов, расскажем о точках роста и займемся тем, на что обычно времени не хватает. Хочется создать такую среду, где каждый бы смог вновь поверить в свои силы и получить настоящую поддержку от своих единомышленников. Сейчас многие друг друга не знают, было бы здорово всех объединить.

Как совмещаете организацию мастерской с учебой? Есть ли сложности?
Маша: Мне несложно, наоборот, учеба помогает. Например, сейчас я работаю над распространением информации про нашу «Мастерскую критики», и опыт, полученный во время работы над похожими задачами для проекта CIBA 2025 с Александринским театром, стал отличным подспорьем.
Полина: Я совмещаю не только учебу, но и работу и кучу личных проектов. Но все это так или иначе помогает в организации мастерской: есть нужные контакты и связи с экспертами, много идей для занятий на мастерской.
О роли в проекте
Были ли неожиданные вызовы и трудности в работе? Как с ними справлялись?
Маша: Делать такие вещи впервые всегда сложно: нужно учесть очень много нюансов, собрать содержательную часть, подумать о маркетинге, отладить процессы набора участников. Но аппетит приходит во время еды — поэтому делаем и учимся в процессе. У нас небольшая команда (всего 6 человек), это и сложность, и удобство одновременно. Сейчас главный вызов — равномерно распределить задачи согласно возможностям и уложиться в дедлайны.
Полина: Я делаю намного меньше операционной работы чем Маша. Но по опыту прошлого года могу сказать, что только после того как я вышла из автобуса и поставила свою палатку, я осознала, что мне придется преподавать! Вести занятия, отвечать на вопросы, организовывать разные нюансы нашей лагерной жизни. Тяжело было изначально оценить весь груз ответственности. Думаю, что в этом году нам будет легче, ведь мы также изменили немного формат мастерской, когда участники учатся друг у друга.
О связи с профессией
Как навыки, полученные на программе “Менеджмент в индустрии впечатлений”, помогают вам в этом проекте?
Маша: Я уже частично ответила выше: очень многие процессы уже были пройдены мной в рамках учебных проектов. Помогает умение планировать, очень круто, что я умею работать в команде и тимлидить разных людей, хорошо, что я знаю, как закладывать риски, и осознаю, что такие проекты — это игра вдолгую, так что надо с умом распределять силы и подходить к планированию стратегически.
Полина: Многие знания, которые я получила во время учебы, я стараюсь применять на практике. В прошлом году, например, я рассказывала участникам мастерской, как организовать свой фестиваль, на какие подводные камни стоит обратить внимание. В организации мастерской мне очень пригодятся навыки работы в команде, которые мы приобретаем на нашей магистерской программе.
Планируете ли использовать этот опыт в будущей карьере? Например, в кураторстве или event-менеджменте?
Маша: Пока не знаю, где точно мне пригодится этот опыт, но точно знаю, что пригодится. Я хочу в будущем организовывать похожие проекты, так что буду искать возможности.
Полина: Если быть до конца честной, «Летняя школа» для меня это место вдохновения, когда я могу перезагрузиться, отвлечься от городской суеты и погрузиться в свой проект. Для меня это очень тщательно и скрупулезно продуманный отдых. Но я уверена, что в будущем этот опыт пригодится мне в организации своих мероприятий.

Советы и впечатления
Что бы посоветовали тем, кто хочет участвовать в подобных проектах, но сомневается?
Маша: Хватит сомневаться — надо делать. В конце концов, каков самый худший сценарий? Проект не сложится? Ну, ничего страшного, значит сложится другой. Как говорит мой танцевальный тренер, ниже пола не упадешь.
Полина: Я по жизни не сомневаюсь наверное… Мне кажется, что если не попробуешь, никогда не узнаешь, получится ли это у тебя или нет. И даже в случае отказа или неудачи, с вами все равно останется полезный опыт. После участия в разных опен-коллах (далеко не всегда мы их выигрывали) нам с командой удалось наконец собрать хорошее CV проекта.
Самый запоминающийся момент за время подготовки?
Маша: Думаю, самым запоминающимся станет момент, когда мы наконец попадем на «Летнюю школу», увидим приехавших к нам участников и поймем: все получилось, следующие 10 дней пройдут прекрасно. А пока живу под девизом: «отлично, работаем дальше».
Полина: Я согласна с Машей. Полное осознание того, что мы на Летней школе придет только на Летней школе! Надеюсь в этот раз нас ждут добрые приключения.
История Маши и Полины — яркий пример того, как академические знания, полученные на программе «Менеджмент впечатлений», превращаются в практику: их «Мастерская критики» в «Летней школе» объединяет теорию, предпринимательство и социальную миссию, создавая пространство для нового поколения кураторов и медиаторов искусства.
