• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

190068 г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д. 123, каб. 322

8 (812) 644-59-11 *61289

asian_african_studies@list.ru;
asian_african_studies_of@list.ru

Руководство
Директор института Зеленев Евгений Ильич
Статья
FOREIGN BORROWINGS IN THE LEXIS OF THE CHRONICLE OF JOHN OF NIKIU

Gusarova E.

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2024. No. 4. P. 147-154.

Глава в книге
The EU and China: how do they fit in Central Asia?

Krivokhizh S., Soboleva E.

In bk.: EU–Central Asian Interactions: Perceptions, Interests and Practices. Routledge, 2024. Ch. 6.

Препринт
Symbolic Representations of ‘Sovereignty’ in Modern Political Discourse (Comparative Analysis of Contemporary Discourse From France, USA, Russia, and China)

Krivokhizh S., Akopov S.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 65/PS/2019 .

Востоковедение 2022: вектор развития — на Восток

С 2022 года бакалавриат по востоковедению расширяет выбор иностранных языков для изучения и увеличивает число специализаций с двух до семи. Обо всех новшествах, возможностях, модели обучения на программе, которая удерживает первое место в России по качеству приема, рассказывает профессор Евгений Зеленев, директор Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Востоковедение 2022: вектор развития — на Восток

Фото из личного архива Евгения Зеленева

По мнению Евгения Зеленева, сегодняшние перемены в геополитике не являются чем-то очень неожиданным для тех, кто знает историю. Необходимость изменения геополитического вектора развития России с прозападного на восточный обосновал еще в начале ХХ века выдающийся русский ученый Дмитрий Менделеев. В своем трактате он аргументировал это тем, что ХХ век сделает Тихоокеанский регион экономическим центром мира, и даже предлагал подумать о создании третьего столичного центра России (кроме Петербурга и Москвы) — в Сибири. Сегодня пророчество великого ученого находит подтверждение, полагает Евгений Ильич. В своем ежегодном обращении к абитуриентам профессор рассказывает о том, как откликается на новые императивы времени современное образование, о том новом и важном, что ждет будущих студентов в востоковедном проекте Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге.

Чем уникальна модель образования

Сформированная за несколько лет в Питерской Вышке образовательная модель бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика» уникальна. Она отходит от привычного для других востоковедных программ российских университетов деления на историков и филологов и от узконаправленной специализации подготовки востоковедов-переводчиков.

Первые два года мы готовим студентов по широкому спектру гуманитарных и социальных наук: филология, история, антропология, культурология, искусствоведение, экономика, социология, политология, международные отношения, право, психология и другие. Обучение ведут преподаватели не только департамента востоковедения и африканистики, но и других профильных департаментов: истории, социологии, экономики, государственного администрирования, политологии и международных отношений, а также преподаватели московской Вышки и различных институтов РАН Москвы и Петербурга, СПбГУ, эксперты Эрмитажа, Музея истории религии и других.

По окончании двухгодичной базовой программы студентам предоставляется выбор между двумя специализациями (модерациями): «Общество и культура стран Востока» и «Политическое и экономическое развитие стран Востока».

В основу образовательной модели положен, наряду со страноведческим, регионоведческий принцип, а также принцип мультирегионализма, когда студент, например, ближневосточного направления знакомится с общей ситуацией в Восточной и Юго-Восточной Азии, и наоборот.

Организаторы программы определяют эту модель востоковедного образования как универсальную, соответствующую вызовам рынка труда, где специалисты с широким научным гуманитарным и социальным кругозором имеют большую конкурентоспособность по сравнению со специалистами узкого профиля.

Четыре языка за пять лет это реально

Возникает законный вопрос: не страдает ли при такой общеобразовательной насыщенности качество языковой подготовки? Ответ на вопрос — пятилетний срок обучения в бакалавриате. Это позволяет сбалансированно распределить языковые часы занятий по первому и второму восточным языкам, а также второму европейскому языку, дает возможность вывести студента на пятом курсе на пик его лингвистической подготовки. Высокий уровень языковой подготовки наших студентов неоднократно подтверждался победами и призовыми местами на городских и всероссийских конкурсах по китайскому, арабскому, японскому и корейскому языкам.

Основное отличие востоковедной программы Санкт-Петербурга от аналогичной в НИУ ВШЭ в Москве состоит в том, что у нас изучается не один, а два восточных языка. Вторые восточные языки мы преподаем по уникальным авторским программам, рассчитанным по модели «2 + 1» (два года обязательных занятий и год факультативных). Такая модель дает студентам возможность достичь высокого уровня знания второго восточного языка, а свобода его выбора — придать индивидуальной образовательной траектории межрегиональный характер (например, китайский язык — первый, арабский — второй, или японский язык — первый, хинди — второй).

Второе важное отличие востоковедной программы Питерской Вышки — подготовка по двум европейским языкам (английский + по выбору студента немецкий, французский или испанский). При этом, опять-таки, речь не идет об обязательной привязке второго европейского языка к региону первого или второго восточного языка. Выбор не обусловлен колониальным прошлым изучаемых восточных регионов, он может быть связан со стремлением студента продолжить образование и получить работу в одной из европейских стран или международных организаций, где требуется знание определенного набора европейских языков.

Наш базовый учебный план всех пяти лет обучения для набора 2022 года представлен на инфограмме — наш проект открыт для ознакомления и обсуждения, каждый абитуриент имеет право знать, чему его будут обучать, не только в общих чертах, но и в деталях.

Больше языков, больше специализаций

Позвольте также познакомить вас с двумя важными направлениями развития востоковедной образовательной программы бакалавриата в 2022 – 2027 годах.

Первое — расширение числа изучаемых вторых восточных языков. Наряду с арабским, турецким, ивритом, персидским, японским, китайским, корейским, вьетнамским планируется ввести изучение хинди (плюс хинглиш и урду), монгольского и индонезийского языков.

Второе направление — расширение числа специализаций внутри модераций, которые выбирают студенты третьего года обучения.

В 2024/25 учебном году мы планируем предоставить выбор не из двух, а из семи специализаций:

  1. «Языки и литература народов Азии и Африки»
  2. «Общество и культура стран Азии и Африки»
  3. «История, религии и мировоззренческие традиции афро-азиатских обществ»
  4. «Политика и международные отношения государств Азии и Африки»
  5. «Международное экономическое сотрудничество в афро-азиатском ареале»
  6. «Международное право и сравнительное правоведение стран Азии и Африки»
  7. «Цифровое государственное управление в странах Азии и Африки»

Предлагаемая модель образования с одной стороны более универсальна, с другой — обеспечивает профессионально углубленную подготовку востоковедов, которые, по нашему мнению, должны обладать двумя важнейшими компетенциями:

  • Способностью решать профессиональные задачи в мультинациональной и кросс-культурной среде современного мира.
  • Умением применять профессиональные знания в рамках нескольких отраслевых наук — например, лингвистики и культурологии, экономики и права, истории, социологии и психологии.

Сочетание универсального базового образования в области гуманитарных и социальных наук с профессиональной подготовкой в области современных отраслевых наук позволит нашим выпускникам соответствовать новым условиям развития страны. Одно из них — поворот векторов геополитического и геоэкономического развития в сторону Азии и, в известной степени, Африки.

Поворот на Восток неизбежно вызовет потребность в современных, по-новому образованных востоковедах, у которых есть широкий гуманитарный кругозор, профессиональная подготовка в области социальных наук и экономики, практические навыки межкультурных коммуникаций и блестящее знание восточных языков как инструмента кросс-культурного взаимодействия.

По итогам приема 2021 года наша бакалаврская программа вновь заняла первое место среди двадцати двух университетов России по качеству приема. Это, с одной стороны, общественное признание нашей успешности, а с другой — огромная ответственность за качество нашей работы и высокий международный уровень вашего будущего образования. Мы постараемся не обмануть ваши ожидания.