Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
190068 г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д. 123, каб. 322
8 (812) 644-59-11 *61289
asian_african_studies@list.ru;
asian_african_studies_of@list.ru
Институт востоковедения и африканистики был создан 25 августа 2022 года в НИУ ВШЭ Санкт-Петербург на базе Департамента востоковедения и африканистики, бакалаврской и магистерской программ по востоковедению, а также Центра азиатских и африканских исследований. Основная цель Института — развитие комплексных междисциплинарных исследований стран Азии и Африки с использованием лучших традиций петербургской востоковедной школы. Миссия Института — формирование профессионального востоковедного сообщества для практической и научной деятельности, связанной со всесторонним изучением стран Востока.
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Под редакцией: Е. О. Старикова
СПб.: 2024.
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2024. No. 4. P. 147-154.
In bk.: EU–Central Asian Interactions: Perceptions, Interests and Practices. Routledge, 2024. Ch. 6.
Krivokhizh S., Akopov S.
Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 65/PS/2019 .
По мнению Евгения Зеленева, сегодняшние перемены в геополитике не являются чем-то очень неожиданным для тех, кто знает историю. Необходимость изменения геополитического вектора развития России с прозападного на восточный обосновал еще в начале ХХ века выдающийся русский ученый Дмитрий Менделеев. В своем трактате он аргументировал это тем, что ХХ век сделает Тихоокеанский регион экономическим центром мира, и даже предлагал подумать о создании третьего столичного центра России (кроме Петербурга и Москвы) — в Сибири. Сегодня пророчество великого ученого находит подтверждение, полагает Евгений Ильич. В своем ежегодном обращении к абитуриентам профессор рассказывает о том, как откликается на новые императивы времени современное образование, о том новом и важном, что ждет будущих студентов в востоковедном проекте Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге.
Сформированная за несколько лет в Питерской Вышке образовательная модель бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика» уникальна. Она отходит от привычного для других востоковедных программ российских университетов деления на историков и филологов и от узконаправленной специализации подготовки востоковедов-переводчиков.
Первые два года мы готовим студентов по широкому спектру гуманитарных и социальных наук: филология, история, антропология, культурология, искусствоведение, экономика, социология, политология, международные отношения, право, психология и другие. Обучение ведут преподаватели не только департамента востоковедения и африканистики, но и других профильных департаментов: истории, социологии, экономики, государственного администрирования, политологии и международных отношений, а также преподаватели московской Вышки и различных институтов РАН Москвы и Петербурга, СПбГУ, эксперты Эрмитажа, Музея истории религии и других.
По окончании двухгодичной базовой программы студентам предоставляется выбор между двумя специализациями (модерациями): «Общество и культура стран Востока» и «Политическое и экономическое развитие стран Востока».
В основу образовательной модели положен, наряду со страноведческим, регионоведческий принцип, а также принцип мультирегионализма, когда студент, например, ближневосточного направления знакомится с общей ситуацией в Восточной и Юго-Восточной Азии, и наоборот.
Организаторы программы определяют эту модель востоковедного образования как универсальную, соответствующую вызовам рынка труда, где специалисты с широким научным гуманитарным и социальным кругозором имеют большую конкурентоспособность по сравнению со специалистами узкого профиля.
Возникает законный вопрос: не страдает ли при такой общеобразовательной насыщенности качество языковой подготовки? Ответ на вопрос — пятилетний срок обучения в бакалавриате. Это позволяет сбалансированно распределить языковые часы занятий по первому и второму восточным языкам, а также второму европейскому языку, дает возможность вывести студента на пятом курсе на пик его лингвистической подготовки. Высокий уровень языковой подготовки наших студентов неоднократно подтверждался победами и призовыми местами на городских и всероссийских конкурсах по китайскому, арабскому, японскому и корейскому языкам.
Основное отличие востоковедной программы Санкт-Петербурга от аналогичной в НИУ ВШЭ в Москве состоит в том, что у нас изучается не один, а два восточных языка. Вторые восточные языки мы преподаем по уникальным авторским программам, рассчитанным по модели «2 + 1» (два года обязательных занятий и год факультативных). Такая модель дает студентам возможность достичь высокого уровня знания второго восточного языка, а свобода его выбора — придать индивидуальной образовательной траектории межрегиональный характер (например, китайский язык — первый, арабский — второй, или японский язык — первый, хинди — второй).
Второе важное отличие востоковедной программы Питерской Вышки — подготовка по двум европейским языкам (английский + по выбору студента немецкий, французский или испанский). При этом, опять-таки, речь не идет об обязательной привязке второго европейского языка к региону первого или второго восточного языка. Выбор не обусловлен колониальным прошлым изучаемых восточных регионов, он может быть связан со стремлением студента продолжить образование и получить работу в одной из европейских стран или международных организаций, где требуется знание определенного набора европейских языков.
Наш базовый учебный план всех пяти лет обучения для набора 2022 года представлен на инфограмме — наш проект открыт для ознакомления и обсуждения, каждый абитуриент имеет право знать, чему его будут обучать, не только в общих чертах, но и в деталях.
Позвольте также познакомить вас с двумя важными направлениями развития востоковедной образовательной программы бакалавриата в 2022 – 2027 годах.
Первое — расширение числа изучаемых вторых восточных языков. Наряду с арабским, турецким, ивритом, персидским, японским, китайским, корейским, вьетнамским планируется ввести изучение хинди (плюс хинглиш и урду), монгольского и индонезийского языков.
Второе направление — расширение числа специализаций внутри модераций, которые выбирают студенты третьего года обучения.
В 2024/25 учебном году мы планируем предоставить выбор не из двух, а из семи специализаций:
Предлагаемая модель образования с одной стороны более универсальна, с другой — обеспечивает профессионально углубленную подготовку востоковедов, которые, по нашему мнению, должны обладать двумя важнейшими компетенциями:
Сочетание универсального базового образования в области гуманитарных и социальных наук с профессиональной подготовкой в области современных отраслевых наук позволит нашим выпускникам соответствовать новым условиям развития страны. Одно из них — поворот векторов геополитического и геоэкономического развития в сторону Азии и, в известной степени, Африки.
Поворот на Восток неизбежно вызовет потребность в современных, по-новому образованных востоковедах, у которых есть широкий гуманитарный кругозор, профессиональная подготовка в области социальных наук и экономики, практические навыки межкультурных коммуникаций и блестящее знание восточных языков как инструмента кросс-культурного взаимодействия.
По итогам приема 2021 года наша бакалаврская программа вновь заняла первое место среди двадцати двух университетов России по качеству приема. Это, с одной стороны, общественное признание нашей успешности, а с другой — огромная ответственность за качество нашей работы и высокий международный уровень вашего будущего образования. Мы постараемся не обмануть ваши ожидания.