• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ваше Высочество, Вы теперь Ваше Величество»

В Александринском театре отгремели премьерные показы спектакля Валерия Фокина «Один восемь восемь один», прошедшие в рамках XIII Международного театрального фестиваля «Александринский». Режиссёр «Последней ночи» и «Рождения Сталина» продолжает размышлять о поворотных моментах российской истории. На этот раз — об убийстве Александра II и последующих за ним изменениях в стране. Основой для постановки послужила историческая пьеса Бориса Акунина, а музыку написал Вячеслав Бутусов. Своими впечатлениями от спектакля делится Антонина Садкова.

«Ваше Высочество, Вы теперь Ваше Величество»

Фото Антонины Садковой, коллаж Полины Ярош

В день премьеры в Александринке собралась самая разная публика. Элегантно одетые молодые топ-менеджерки и предпринимательницы, потягивающие просекко. Чуть более возрастные дамы с более сдержанными спутниками при бабочках. Туристы в джинсах и худи. Места хватило всем, однако вид зала привёл в ступор: вместо привычной сцены в центре партера красовалась красная цирковая арена. 

В основу спектакля положена пьеса Бориса Акунина об убийстве Александра II и восхождении на престол Александра III. Несмотря на тот факт, что отец и сын находятся в центре истории, их трудно назвать активными действующими лицами. Куда более деятельными оказываются министр внутренних дел Лорис-Меликов и обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев. Влияние первого отлично демонстрируется не только участием во всех важных законодательных инициативах, но и личным составом жандармов, будто бы срисованных с магриттовских героев в чёрных котелках. Поистине, сынам человеческим не хватало только чёрных воронков для большей завершённости и новой порции аллюзий. 

Аппарат Победоносцева представлен гораздо скромнее, но мастеру манипуляций ничего кроме лицемерия и не нужно, здесь третий всегда будет лишним. Первое, за что берётся Константин Петрович после убийства Александра II, — это уроки по основам самодержавия для начинающего императора. Научив Александра III фразам «я так хочу» и «я так не хочу», а затем ловко сыграв на чувствах убитого горем сына, господин обер-прокурор организует дела в империи так, как хочет он. 

Однако не стоит думать, что императоры — это марионетки, управляемые своими министрами-кукловодами. Жизненный цикл и тех, и других зависит (буквально) от людей в чёрном. Точнее, от людей в чёрных худи и белых кроссовках «Адидас». Да, обычно невидимые работники сцены, которые выполняют свою миссию по смене декораций за несколько секунд в темноте, здесь являются полноценными участниками постановки, способными при свете софитов выйти на арену с веником и совком, чтобы убрать за убитым императором. Бесцеремонно, быстро, хладнокровно. 

Фото Антонины Садковой

Жестокости этому романсу добавляли прямые связи с цирковым представлением: вместо сцены — открытая арена, где герои находились словно под куполом, светошумовые эффекты, дым, ковёрный клоун, медведь с шампанским для гостей и трубой для императора, миниатюрная карета, запряжённая пони и сопровождаемая мужиком в армяке — список получается внушительным. На самом деле тот же медведь может интерпретироваться по-разному: и как цирковой персонаж, и как символ барской России, и как полноправный член стереотипной шутки про водку, балалайку и матрёшку. Постановка по своему сценическому воплощению довольно эклектична, чего только стоят Лорис-Меликов и Победоносцев, своим внешним видом напоминающие законотворцев России 2010-х годов. И такая многослойность по-своему интересна, потому что позволяет зрителю стать не только наблюдателем, но и интерпретатором, способным открывать новые смыслы в зависимости от своего бэкграунда.

Однако стоит отметить, что все цирковые приёмы работают на то, чтобы снизить трагизм ситуации. Так, например, пафос предсказанных Раддой-Бай тёмных врёмен снижается её ответом князю Константину Николаевичу: «Я не спиритка, я спиритуалистка!» (да, зал посмеялся над игрой с феминитивами). Более того, даже смерть оказывается не такой страшной, как её представлял Александр II: всего лишь привлекательная и улыбающаяся дама в чёрном, голосом и движениями похожая на стюардессу. И в этом, наверное, заключается весь ужас колеса истории. Нас действительно подвинут, за нами уберут, нам быстро найдут замену, за нас примут все решения. Но неужели нам не остаётся ничего другого, кроме как грустно посмеяться над этим, наблюдая со стороны? 
 

Материал подготовила Антонина Садкова. 
Редактировала Анастасия Попова.