• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Без рекламной радости бытия

До 20 февраля 2022 года открыта выставка Владимира Шинкарёва — знаменитого «митька» и одного из самых оригинальных современных российских художников. Своими словами рассказываем о том, как с пользой потратить 800 рублей и новым взглядом увидеть привычные пейзажи Петербурга.

Без рекламной радости бытия

Фото Татьяны Кочневой, коллаж Полины Ярош

Выставка легендарного петербургского художника, одного из создателей творческого объединения «Митьки», Владимира Шинкарёва ждёт своего неординарного посетителя в Эрарте до 20 февраля 2022 года. Билет в Эрарту недёшев — 800 рублей, если вы не имеете счастье быть лицом до 15 или старше 60 лет (в таком случае он обойдётся вам в 600 рублей). Льгот нет, но зато при покупке билета вас щёлкнут из фоторужья, и в течение года вы сможете бесплатно приходить в Эрарту — стоит только улыбнуться на входе зрачку фотокамеры, несущему прогресс и теорию всемирного заговора в наш город.

«Мрачные картины» Шинкарёва, как признаются и сам художник, и куратор выставки Владимир Назанский, вовсе не мрачны. Особенно если сравнить их с одноимённой серией фресок Гойи. Как говорит Назанский, «это не мрачные, а скорее негромкие, задумчивые, залитые сероватым светом пейзажи непарадного Петербурга, знакомого большинству из нас» [1]. Их можно сравнить, наверно, с авторским кино «новых тихих» (Звягинцев, Хлебников), которые, в противовес официальной (или популярной, или социально-одобряемой) риторике отказываются от «большого высказывания», занимают заведомо словно бы «проигрышную» позицию — быть свидетелем, но не рупором. И в этом смысле картины Шинкарёва действительно «никого не хотят победить», как и Митьки в начале 80-х.

На выставке нет ни музыки, ни уже ставших традиционными мест для фотосессии — только удобные одноместные кожаные кресла, проектор с видеоинтервью художника и немногословными комментариями куратора, которые звучат настолько тихо, что буквально приходится вслушиваться: подходить вплотную и закрывать глаза. Эта выставка — для тебя одного, пришедшего по-новому взглянуть на современную живопись и, выйдя из музея, другими глазами увидеть и мир, тебя окружающий.

Шинкарёв работает в оригинальной технике: он пишет жидкой масляной краской, и, хотя мастер признаётся, что над каждой картиной работает 2–3 месяца, законченные полотна выглядят как «подмалёвки» — эскизы, где только обозначены контуры и основные цветовые пятна. Приглушённые, матовые тона, одинаковые — 60×80 — холсты с неровными необработанными краями, без иконообразных позолоченных рам, — образы на картинах Шинкарёва выглядят так, словно только что украдены с улицы. Умение отказаться от «открыточных видов» и колористических эффектов в пользу чего-то характерного и близкого каждому — наверно, самая яркая черта живописи Шинкарёва. Он может, как говорит в статье о художнике Екатерина Андреева, «не прописывая плотно лицо или пейзаж, создавать абсолютно убедительное выражение невидимых или лишь слегка намеченных глаз, рта, едва очерченного тела, будь то человек, дом или поле за огородом. Он может без подробностей совершенно воспроизвести ситуации человеческих отношений, времени суток, погоды» [2].

«У выставки нет выдуманной концепции, она не носит характер проекта — в экспозиции собраны работы последних лет, освобождённые от усилителей цвета и вкуса, от рекламной радости бытия» [1], — говорит Назанский. Для «коммерческой» Эрарты это немного странно — но тем больше будет эффект от встречи с «Мрачными картинами» после посещения их соседей — «Построения метафор» Жени Миронова (на том же этаже, действует также до 20 февраля) или «Чаепития с фламинго» Ольги Осиповой (этажом ниже, до 27 февраля). 

На выставке минимум экспликаций, по ней не проводят экскурсии, нет и аудиогида. Творец смыслов здесь — только сам зритель. Неплохой опыт и неплохое начало для дороги фланёра.

 

Материал подготовила Татьяна Кочнева.
Редактор Ирина Капитонова.

 

Примечания

[1] — Владимир Шинкарев. Мрачные картины. URL: link (дата обращения: 10.12.2021).

[2] — Андреева Е. «Кино»: ХХ век Владимира Шинкарева // Владимир Шинкарев. СПб.: П.Р.П., 2006. Серия «Авангард на Неве». С. 21–22.