• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Экономическая теория рекламы: эффекты и модели

Вартанов С. А.

М.: Издательство Московского университета, 2023.

Статья
Macroeconomic indicators of Russia's media communication industry in 2000-2020: Quantitative analysis

Vartanov S., Vardanyan E.

World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2024. No. 1. P. 5-29.

Глава в книге
Цифровая реальность: между утопией и антиутопией

Кудрявцева Е. И.

В кн.: Человекоориентированное управление: будущее цифрового общества. В двух частях. Ч. 1. СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2023. С. 133-139.

Препринт
Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression

Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.

Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.

Медиатехнолог, или Универсальный специалист Возрождения: идет обсуждение профессионального стандарта

13 февраля на площадке Координационного центра Правительства РФ на ВДНХ прошло совещание рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Специалист в области медиатехнологий». Департамент медиа факультета «Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств» НИУ ВШЭ представлял доцент Никита Аргылов.

Инициатором обсуждения с игроками индустрии, академическим сообществом и внесением в Минтруд России нового профессионального стандарта «медиатехнолог» выступает организация «Диалог Регионы».

Заместитель генерального директора организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы» Юлия Аблец представляя содержание предлагаемого профстандарта обратила внимание на актуальность и востребованность медиатехнологов. В частности, порядка 3000 подобных специалистов задействованы в проектах «Диалога» в разных регионах страны и этот запрос только растет. При этом компании приходится взращивать кадры самостоятельно и как у крупного игрока рынка появился запрос на стандартизацию специалистов в этой сфере.

В ходе обсуждения приняты такие комментарии как то, что предложенный набор трудовых функций для медиатехнолога очень обширный для представителя одной профессии.

Профессор РАНХиГС Антон Назаров сказал: «Это должно быть состыковано со школами, в которых много медиаклассов. Это профильные, замотивированные ребята, которые уже базовыми навыками обладают. Потому что, если мы говорим только о технологической части, это, по сути, некий уровень колледжей. Это именно такой специалист, средней руки, который очень хорошо знает то, что он умеет делать, но при этом есть кто-то, кто ставит ему задачи. А здесь мы говорим именно об архитекторах, о проектировщиках информационного пространства».

Следует разграничить так называемого медиатехнолога, и обратить внимание на то, что это больше управленческая позиция. Однако, на различных уровнях образования медиатехнологи будут выступать в разных ролевых функциях.

Так, заместитель генерального директора компании «Национальные приоритеты» Михаил Шумаков сказал: «Это скорее управленец в области медиапроектов. Вызывает вопросы его мультидисциплинарность … должны указать, что он ставит задачи и понимает, насколько результат, который приносят специалисты в определенной области, будь то социология или создание контента, соответствует поставленным требованиям».

Ставился вопрос устранения смещения в сторону цифровых медиа. Медиатехнолог также должен работать с традиционными медиа, которые решают определённые цели и задачи.  «Вы сконцентрировались на цифровых медиа, и их уже неправильно называть новыми. Да, интернет это уже не просто канал коммуникации, это уже целая медиасреда, с множеством каналов коммуникации, с множеством форматов со своими особенностями … так, как в свое время телевидение не убило радио, так и интернет не убьет телевидение и все остальные медиа. Этот специалист должен уметь работать, в том числе, и в традиционных медиа, не только в тех, которые имеют свое отражение в цифровой среде. У них есть своя специфика, которую можно и нужно использовать под определенный вид задач», – уверен Михаил Шумаков.

Руководитель центра управления репутацией ПАО «Сбербанк» Валерий Курин высказал сомнение насчет создания профстандарта: «Возможные риски – устаревание профстандарта в процессе принятия, внедрения и подготовки новых специалистов. Неизвестно, насколько они будут востребованы в постоянно меняющейся информационной среде».

Медиатехнологу недостаточно обеспечивать информирование аудитории, нужно создавать инструменты, мотивирующие к действию. «Информирование никак не помогает увеличивать знания или мотивировать к действию. Для того, чтобы эту информацию получить человека еще нужно замотивировать ее читать и получать. Нужно не информирование, а создание каких-то инструментов, чтобы человек безопасно для себя действовал … учитывая снижение доверия к информации, людям скорее нужно безопасное пространство для реализации своих целей и потребностей», – считает Валерий Курин.

Декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО Елена Вартанова обратила внимание на необходимость ориентации на две целевые аудитории профстандарта: рынок труда и рынок образования.

«Цепочка не совсем замкнутая. У профстандартов две целевые аудитории – рынок труда, который договаривается о совместных функциях, и рынок образования, который смотрит на эти стандарты, как на задачу, как на то, что нужно прививать своим студентам в течение бакалавриата и магистратуры», – сказала Елена Вартанова.

Генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский высказал точку зрения, что медиатехнолог работает в условиях экономики впечатлений и участвует во всех этапах их производства.

«Мы с вами находимся в постиндустриальную эпоху экономики впечатлений. Эмоции и впечатления – то, что нас окружает. То, что в медиа, пиаре и во всем остальном продается и перепродается. Работа технолога – создать эти впечатления и донести до целевой аудитории. Метод, которым достигается – сторителлинг или театр. Создание определенной атмосферы, во что хочет человек вовлечься. Информирования недостаточно, медиатехнолог должен добиваться вовлечения … нам нужен режиссер, сценарист и продюсер в одном лице, который в состоянии эти кампании реализовывать», – считает Алексей Гореславский.

Кроме того, отметили необходимость комплексной подготовки медиатехнолога. «Для этого он должен понимать и из истории, и из айти сферы, он должен понимать, как мир устроен, что было до этого, что будет потом, уметь излагать хотя бы с точки зрения постановки задач, понятным русским языком … такой универсальный человек Возрождения», – рассказал Алексей Гореславский.

Член Исполнительного совета РАСО Анна Ляцу отметила, что в проекте документа хорошо прописана инструментальная составляющая, но не хватает работы со смыслами в деятельности медиатехнолога: «В нашей профессии важно сочетание сути и формы, сути и метода, сути и инструмента. Здесь очень подробно расписана вся инструментальная часть, связанная с технологическим подходом».

Кроме того, в будущем профстандарте не хватает способности и умения анализировать, писать тексты. Следует обозначить толкование, разъяснение, донесение информации как задачи медиатехнолога. «…Такие приемы как филологическое чтение, письмо, письмо как таковое, анализ текста, способность делать выводы и так далее», не должны упускаться из виду, обратила внимание Анна Ляцу.

«Предлагаемый вариант профстандарта на сегодня это больше формат для магистерских программ. Действительно, управленческих направлений подготовки, где два года интесивного обучения в высшей школе позволят снабдить рынок продюсерами в сфере медиатехнологий и для такого образования нужен профстандарт. И целесообразно готовить таких управленцев в сфере медиатехнологий на основе бакалавриатов по журналистике, связям с общественностью, медиакоммуникациям, социологии, политологии, истории, маркетинга и т.д. Таким образом, достигается фундаментальность и будущая профидентичность специалиста, то есть  вузы в магистратуре взращивают медиатехнолога на основе разнообразных программ бакалавриата, что позволит разграничить технологическую и смысловую составляющие новых специалистов», – говорит Никита Аргылов.

На рабочей встрече принято решение продолжить обсуждение профессионального стандарта «Специалист в области медиатехнологий» с учетом комментариев, поступивших от участников рабочей группы. Вынесены на рассмотрение такие вопросы как: нужно ли менять название профессии, достаточно принять один профстандарт или это может быть серия профстандартов, описывающая разные профессии в определенной группе должностей, есть ли необходимость в сокращении обобщенных трудовых функций с учетом того, что при более детальном описании трудовых функций есть возможность обозначения различных уровней образования и др.