Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 123, каб. 205, 218
Телефон: 61143
М.: Издательство Московского университета, 2023.
Dunas D., Babyna D., Boyko O. et al.
World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2024. No. 3. P. 21-35.
В кн.: XXIII Международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса «Учения об управлении организациями: прошлое, настоящее, проблемы».. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2024. С. 127-132.
Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.
Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.
9 февраля в Питерской Вышке Елена Грачева, член правления фонда AdVita, провела лекцию «Как устроена благотворительность в России», во время которой поговорила со слушателями о роли журналиста в знакомстве человека с работой благотворительных фондов. С выступления Елены Грачевой открылся совместный проект Питерской Вышки и благотворительного фонда AdVita «Помогать: как собирать людей и деньги». В ходе проекта студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» будут учиться писать о благотворительности и разговаривать с людьми в трудных ситуациях.
Лекции запланированы каждую неделю с февраля по апрель. На них представители фонда расскажут, что такое донорство костного мозга, как сегодня лечат рак, как устроена социальная журналистика и почему порой она может приносить вред. Участники проекта смогут посетить отделение переливания крови и офис фонда AdVita, опубликовать материалы в соцсетях и на сайте фонда, а также провести свою благотворительную акцию.
Коллеги из фонда AdVita, на мой взгляд, способствуют распространению в обществе добра и милосердия. Нам хочется, чтобы наши студенты тоже научились распространять такие ценности. В этом проекте они научатся писать не продающие тексты, а тексты, которые могут помочь. Эксперты из AdVita объяснят, как это делать без придыхания, пафоса и слезливости. Они это умеют — в том числе поэтому мы рады видеть фонд среди партнеров программы.
Благотворительный фонд AdVita открылся в 2002 году. 11 лет фонд помогает детям и взрослым по всей стране с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями. Почти все эти годы вместе с AdVita подопечным помогает Елена Грачева, член правления фонда. На прошлой неделе она поговорила со студентами о том, почему пора изменить язык, на котором говорят о помощи другим людям.
Тема благотворительности представлена в медиа не так широко. В повседневность для многих она тоже вписывается не всегда. На это влияют разные факторы: стигматизация людей, которым нужна помощь, или недостаточная информированность о том, как и чем можно помочь. Но к недостаточной осведомленности часто приводят интонации, которые выбирают журналисты для разговора о благотворительности.
По словам Елены Грачевой, социальная реклама зачастую строится на манипуляциях, чтобы вызвать у человека желание пожертвовать деньги. В таких текстах люди, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, перестают быть субъектами личных переживаний и становятся объектами чужого внимания. Такой подход помогает собрать нужную сумму, но вредит и тем, кому нужна помощь, и тем, кто помогает.
Язык не только отражает реальность, которую он описывает, но и создает ее. То, как мы говорим, влияет на то, что мы воспринимаем и что мы делаем. Если язык добавляет агрессии, манипуляции, то и в жизни их становится больше. Если наше письмо агрессивно, манипулятивно, мы лишаем и человека, которому нужна помощь и о котором мы пишем, и жертвователя субъектности и свободы выбора. По сути, мы нарушаем их права. Поэтому мне очень важно, чтобы журналисты научились говорить о людях, которым нужна помощь, не объективируя их и не добавляя агрессии по отношению к ним. Цена слов в социальной журналистике очень высока.
Я думаю, сегодняшняя встреча — это хорошая точка отсчета. Мы обозначили этическую рамку для социальной журналистики и обсудили, как выбор стиля и манеры письма превращается в этический выбор. Социальная журналистика — это прежде всего журналистика. У нее есть цели, задачи, и от того, как вы напишете текст, зависит, изменится что-то или нет. Важно всегда помнить, что вы пишете о живых людях, которые находятся в острой ситуации и у которых практически нет никакой защиты. Мы должны быть честными, но не безжалостными. Сейчас в благотворительных текстах много манипуляции, агрессии, прагматизма — так больше жертвуют. Но эффективность публикации не всегда измеряется собранными деньгами. Гораздо важнее, что происходит с людьми, которые прочитали ваш текст: начнут ли они движение в сторону эмпатии и понимания прав и свобод людей или их пожертвование просто способ откупиться от страха.
Журналистам важно сохранять в текстах нейтральную стилистику, чтобы не причинить новую боль героям текста и не вызвать ощущение у читателя, что помощь другим — это моральный долг каждого, подчеркивает Грачева. У таких материалов долгосрочный эффект: они повышают узнаваемость фондов и НКО, а для людей благотворительность из вопроса морали превращается в личное дело каждого. Таким образом, смещается фокус работы журналиста: на первый план выходят не собранные деньги, а единение людей и их свобода выбора.
Я всегда знала, что социальная журналистика — это сложно. Но повышать заинтересованность людей в том, чтобы они помогали друг другу — важно. На сегодняшней лекции мы рассуждали о том, как это делать, поэтому для меня она оказалась очень полезной. Я поняла, что стилистика — это и есть этика, и даже порядок слов может повлиять на то, как наш текст будет воспринят читателями и самими героями. Мы также обсудили, почему на тему благотворительности в России говорят не так много, и как можно исправить это. Для этого в первую очередь важно понять, что текст должен собирать не деньги, а людей, всегда готовых помочь.