• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Экономическая теория рекламы: эффекты и модели

Вартанов С. А.

М.: Издательство Московского университета, 2023.

Статья
Social media discourse among youth in Russia: Between Western hegemonic ambitions and struggle for traditional values

Dunas D., Babyna D., Boyko O. et al.

World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2024. No. 3. P. 21-35.

Глава в книге
Концепция управления: субъект vs объект

Кудрявцева Е. И.

В кн.: XXIII Международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса «Учения об управлении организациями: прошлое, настоящее, проблемы».. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2024. С. 127-132.

Препринт
Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression

Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.

Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.

«Мы собираем не деньги, а людей»: в Питерской Вышке прошла лекция по социальной журналистике

Благотворительный фонд AdVita и Питерская Вышка открыли совместный проект «Помогать: как собирать людей и деньги». Благодаря ему студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» научатся рассказывать о благотворительности и работать с подопечными и сотрудниками благотворительных фондов. 9 февраля  состоялась встреча с Еленой Грачевой, членом правления фонда AdVita. Она рассказала о том, как устроена благотворительность в России.

«Мы собираем не деньги, а людей»: в Питерской Вышке прошла лекция по социальной журналистике

Софья Щекина

9 февраля в Питерской Вышке Елена Грачева, член правления фонда AdVita, провела лекцию «Как устроена благотворительность в России», во время которой поговорила со слушателями о роли журналиста в знакомстве человека с работой благотворительных фондов. С выступления Елены Грачевой открылся совместный проект Питерской Вышки и благотворительного фонда AdVita «Помогать: как собирать людей и деньги». В ходе проекта студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» будут учиться писать о благотворительности и разговаривать с людьми в трудных ситуациях.

Лекции запланированы каждую неделю с февраля по апрель. На них представители фонда расскажут, что такое донорство костного мозга, как сегодня лечат рак, как устроена социальная журналистика и почему порой она может приносить вред. Участники проекта смогут посетить отделение переливания крови и офис фонда AdVita, опубликовать материалы в соцсетях и на сайте фонда, а также провести свою благотворительную акцию.

Егор Королев, академический руководитель ОП «‎Медиакоммуникации»

Коллеги из фонда AdVita, на мой взгляд, способствуют распространению в обществе добра и милосердия. Нам хочется, чтобы наши студенты тоже научились распространять такие ценности. В этом проекте они научатся писать не продающие тексты, а тексты, которые могут помочь. Эксперты из AdVita объяснят, как это делать без придыхания, пафоса и слезливости. Они это умеют — в том числе поэтому мы рады видеть фонд среди партнеров программы.

Благотворительный фонд AdVita открылся в 2002 году. 11 лет фонд помогает детям и взрослым по всей стране с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями. Почти все эти годы вместе с AdVita подопечным помогает Елена Грачева, член правления фонда. На прошлой неделе она поговорила со студентами о том, почему пора изменить язык, на котором говорят о помощи другим людям.

Тема благотворительности представлена в медиа не так широко. В повседневность для многих она тоже вписывается не всегда. На это влияют разные факторы: стигматизация людей, которым нужна помощь, или недостаточная информированность о том, как и чем можно помочь. Но к недостаточной осведомленности часто приводят интонации, которые выбирают журналисты для разговора о благотворительности.

По словам Елены Грачевой, социальная реклама зачастую строится на манипуляциях, чтобы вызвать у человека желание пожертвовать деньги. В таких текстах люди, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, перестают быть субъектами личных переживаний и становятся объектами чужого внимания. Такой подход помогает собрать нужную сумму, но вредит и тем, кому нужна помощь, и тем, кто помогает.

Елена Грачева, член правления фонда AdVita

Язык не только отражает реальность, которую он описывает, но и создает ее. То, как мы говорим, влияет на то, что мы воспринимаем и что мы делаем. Если язык добавляет агрессии, манипуляции, то и в жизни их становится больше. Если наше письмо агрессивно, манипулятивно, мы лишаем и человека, которому нужна помощь и о котором мы пишем, и жертвователя субъектности и свободы выбора. По сути, мы нарушаем их права. Поэтому мне очень важно, чтобы журналисты научились говорить о людях, которым нужна помощь, не объективируя их и не добавляя агрессии по отношению к ним. Цена слов в социальной журналистике очень высока.

Я думаю, сегодняшняя встреча — это хорошая точка отсчета. Мы обозначили этическую рамку для социальной журналистики и обсудили, как выбор стиля и манеры письма превращается в этический выбор. Социальная журналистика — это прежде всего журналистика. У нее есть цели, задачи, и от того, как вы напишете текст, зависит, изменится что-то или нет. Важно всегда помнить, что вы пишете о живых людях, которые находятся в острой ситуации и у которых практически нет никакой защиты. Мы должны быть честными, но не безжалостными. Сейчас в благотворительных текстах много манипуляции, агрессии, прагматизма — так больше жертвуют. Но эффективность публикации не всегда измеряется собранными деньгами. Гораздо важнее, что происходит с людьми, которые прочитали ваш текст: начнут ли они движение в сторону эмпатии и понимания прав и свобод людей или их пожертвование просто способ откупиться от страха.

Журналистам важно сохранять в текстах нейтральную стилистику, чтобы не причинить новую боль героям текста и не вызвать ощущение у читателя, что помощь другим — это моральный долг каждого, подчеркивает Грачева. У таких материалов долгосрочный эффект: они повышают узнаваемость фондов и НКО, а для людей благотворительность из вопроса морали превращается в личное дело каждого. Таким образом, смещается фокус работы журналиста: на первый план выходят не собранные деньги, а единение людей и их свобода выбора.

Анастасия Александрова, студентка первого курса ОП «Медиакоммуникации»

Я всегда знала, что социальная журналистика — это сложно. Но повышать заинтересованность людей в том, чтобы они помогали друг другу — важно. На сегодняшней лекции мы рассуждали о том, как это делать, поэтому для меня она оказалась очень полезной. Я поняла, что стилистика — это и есть этика, и даже порядок слов может повлиять на то, как наш текст будет воспринят читателями и самими героями. Мы также обсудили, почему на тему благотворительности в России говорят не так много, и как можно исправить это. Для этого в первую очередь важно понять, что текст должен собирать не деньги, а людей, всегда готовых помочь.