• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

01/12.05.1717, среда. П. в Париже.




1.05.1717
1.05.1717
Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 - 10.11.1728), стольник, комнатный стольник (1693), воевода Двинской (1693), поручик Семеновского полка (1694), судья Адмиралтейского приказа и губернатор Азова (1700 - 1706), "адмиралтеец" (1700), адмирал (1707), генерал-адмирал (с 1708), граф (с 1709), губернатор Азова (1710), президент Адмиралтейской коллегии, сенатор (с 1717) , Екатерина Алексеевна (Скавронская Марта, Крузе Марта, Трубачева, Катерина, Катерина Васильевская, Васильефская, Катерина-сама-третья, Матка, царица, Государыня), царица, императрица Екатерина I. , Голиков И.И., историк , Голицын Петр Михайлович, князь (21.06.1682-21.01.1722), поручик (1695), майор гвардии, (1708), подполковник и командир Семеновского полка (до 1717), генерал-майор (1716), в отставке, генерал-поручик (1718), сенатор (1719), жена Феодосия Владимировна (рожд. княжна Долгорукая) (род. ок. 1688) , Фредерик IV (Фридрикус Квартус, Frederik IV), король Дании и Норвегии , Гузевич Д.Ю., историк , Гузевич И.Д., историк , Зотов Конон Никитич (1690 – 1742), учеба в Англии (с 1704), поручик (1712), капитан-лейтенант (1715), поездка во Францию (1717 – 1718), капитан 2-го ранга (1719), генерал-экипажмейстер, автор военно-морских трудов и переводов, сын Н.М.Зотова , Бантыш-Каменский Н.Н., историк , Людовик XV (Louis XV), король Франции , Мусин-Пушкин Платон Иванович (Племянник), граф, сын И.А.Мусина-Пушкина , Орлов Иван Михайлович, (Арлоф, Орликов, Фендрик нашего полку), денщик П. , Николаева М.В., историк, Мезин С.А., историк, Лефорт Иван Исаeвич (Жан, Le Fort Jean), дипломат и коммерсант, Моор Карел де (Moor Carel de), художник , Антен Луи-Антуан д’ Пардайан де Гондрен (Дантен, Louis Anoine de Pardaillan de Gordrin, duc d’Antin) (05.09.1664 – 02.11.1736), гасконец, сын маркизы де Монтеспан от мужа Луи Анри маркиза де Монтеспан, герцог (1711), директор резиденций короля (1708 – 1736), председатель совета по внутренним делам эпохи Регентства. Жена (с 1686) Жюли Франсуазу де Крюссоль д’Юзес (Julie-Françoise de Crussol d'Uzès)(17.11.1669 – 06.07.1742), владелец шато де Пти-Бурж, где принимал П. , Полуденский М.П., историк , Сен-Симон (Saint-Simon de Rouvroy Luis, duc de), герцог , Лехович Т.Н., историк, Котт Жюль Робер де (Cotte Jules Robert de), директор мануфактуры гобеленов , Натье (Натль, Натиер Жан-Марк, Nattier Jean-Marc), художник , Боат Шарль (Боу, Boite), мастер по финифти , Келенбек Х., историк, Вайян Себастьен (Vaillant Sébastien), французский ботаник и хирург , Голицын Михаил Михайлович Старший, князь, генерал-лейтенант, брат кн. Д.М.Голицына


01/12.05, среда.

П. в Париже, герцог Л.А. д’Антен прибыл в отель Ледигьер в 5 часов утра и выехал вместе с П.; в 7 часов (или в половине восьмого утра) они отправились на фабрику гобеленов («гоблею») и в шпалерную мастерскую (мануфактура Гобеленов). П. принимал директор Ж.Р. де Котт, П. «смотрел лутчих шпалер», которые ему показали уже готовыми (причем они были повешены на стенах два в два слоя с тем, чтобы по пути в мастерские П. мог видеть верхний слой, а при возвращении – нижний[1]). П  был в ателье по изготовлению ковров в готлисной и баслисной техниках (de haute lisse et de basse lisse) знакомился с лаковым производством[2]. Здесь П. встретил мастера, с которым был знаком по поездке в Лондон в 1697-1698 гг. П. наблюдал за работой мастеров, беседовал с ними, в том числе и с детьми-рабочими. Познакомился он и с технологией окраски шерсти для гобеленов, а также с лаковым производством «в китайском вкусе»[3]*. После полудня П. был в Ботаническом саду («Королевский сад аптечных растений»[4]), «изволил быть в анатомии» (в анатомическом театре), там был с Себастьеном Вайяном, отвечавшим на вопросы П. в Кабинете лекарственных веществ, возможно, что П. ходил по саду[5], после обеда ненадолго зашел в Парижскую обсерваторию[6]. «Во всех этих местах царь с особенным удовольствием все рассматривал и делал много вопросов»[7].

Разные письма и бумаги: 1. Сенатский указ о сборе работных людей на реку Мсту[8]; 2. Кн. М.М.Голицын – Ф.М.Апраксину из Або о бегстве из плена русских солдат, сообщивших о состоянии шведских сил и намерениях шведов[9]; 3. Фредерик IV - П. в ответ на его письмо от 23.02, с разрешением продать запасы оставшегося в Дании провианта, обязав при этом русских уплатить торговые пошлины, также король Фредерик IV выразил сожаление, что П. не принял его проект о ведении войны в 1717 г.[10]; 4. Не позднее этого числа следует относить указ П. кн. П.М.Голицыну о вывозе в Росток провианта из Копенгагена, «поелику господа датчане по посланному от Е.в. из Амстердама к королю Фредерику IV их плану ни на что не согласились»[11].

Комментарий.

* Видимо, П. необычайно воодушевило увиденное, и он решил не упускать удачного момента для заказов гобеленов, тем более он уже был во многом знаком с ними во дворцах Пруссии, Голландии и вел ранее переписку с К.Н.Зотовым, И.И.Лефоротом и др. по поводу заказов гобеленов на сюжеты побед России в Северной войне и найме мастеров для производства гобеленов в России[12]. В письме Екатерине от 02.05 он сообщал: «Тапицерейная работа здесь зело преславная, того для пришли мою партрету, что писал Мор (Карел Моор – Е.А.) и свои обе: которую Мор и другую, что француз, писали, также и крепиша с племянником (П.И.Мусин-Пушкин – Е.А.), а буде оной уехал, то с Орликовым (м.б. Орлов И.М. – Е.А.), дабы здесь тапицерейною работою оных несколко зделать, также и финифтных маленких, ибо еще тот мастер жив – кои делал в Англии при мне, а ныне здесь. Также отпиши ко мне: лакавай мастер, которой в Везеле тебе говорил, умеет ли на полотне ка[ль]кировать и, буде умеет, хотя б маленкою штучку своего мастерства прислал сюды <…> Ps. Француза живописца Натиера (Ж.М.Натье – Е.А.) пришлите сюда ж вместе с племянником или Орликовым и велите тому живописцу взять с собою картину, которую он писал о Левенгопской баталии» (речь идет о картине Ж.М.Натье «Битва при Лесной», ныне в ГМИИ им. А.С.Пушкина)[13]. Упоминание мастера по финифти Боата (Шарль Боат) неслучайно: П. заказал ему несколько усыпанных бриллиантами портретов, которые подарил перед отъездом приближенным короля Людовика XV[14].

 


[1]  Келенбек Х. Петр I и «Индийская серия». С.356.; Лехович «Сии  шпалеры». С. 198-199.

[2] Мезин. Петр I во Франции. С. 65; ПЖПВ. 1717 г. С. 14; ГСВ. 1. С. 16; Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 136.

[3] Полуденский. Петр Великий в Париже. Стб. 682; Мезин. Петр I во Франции. С. 179-180.

[4] Сен-Симон. О пребывании Петра. С. 11.

[5] ПЖПВ. 1717 г. С. 14.

[6] Мезин. Петр I во Франции. С. 65, 136; Мезин. Научные контакты. С. 104.
[7] Сен-Симон. О пребывании Петра. С. 11;Мезин Научные контакты. С. 103.  .

[8] ПСЗ. V. № 3082. С. 494.

[9] МИРФ. 2. С. 205-206.

[10] Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 261-262.

[11] Голиков. ДПВ. 6. С. 235.

[12] Подр. см.:Лехович. «Сии шпалеры». С. 195-205.

[13] ПРГ. 1. С. 67-68; КПБ. 84. Л. 400; Петр I. Время и окружение. С. 50. 

[14] Полуденский. Петр Великий в Париже. Стб. 694; Николаева. Приходо-расходные книги. С. 347.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.