01/12.05.1717, среда. П. в Париже.
01/12.05, среда.
П. в Париже, герцог Л.А. д’Антен прибыл в отель Ледигьер в 5 часов утра и выехал вместе с П.; в 7 часов (или в половине восьмого утра) они отправились в шпалерную мастерскую (Мануфактура гобеленов). П. принимал директор Ж.Р. де Котт, П. «смотрел лутчих шпалер», которые ему показали уже готовыми (причем они были повешены на стенах два в два слоя с тем, чтобы по пути в мастерские П. мог видеть верхний слой, а при возвращении – нижний[1]). П был в ателье по изготовлению ковров в готлисной и баслисной техниках (de haute lisse et de basse lisse) знакомился с лаковым производством[2]. Здесь П. встретил мастера, с которым был знаком по поездке в Лондон в 1697-1698 гг. П. наблюдал за работой мастеров, беседовал с ними, в том числе и с детьми-рабочими. Познакомился он и с технологией окраски шерсти для гобеленов, а также с лаковым производством «в китайском вкусе»[3]*. После полудня П. был в Ботаническом саду («Королевский сад аптечных растений»[4]), «изволил быть в анатомии» (в анатомическом театре), там был с Себастьеном Вайяном, отвечавшим на вопросы П. в Кабинете лекарственных веществ, возможно, что П. ходил по саду[5], после обеда ненадолго зашел в Парижскую обсерваторию[6]. «Во всех этих местах царь с особенным удовольствием все рассматривал и делал много вопросов»[7].
Разные письма и бумаги: 1. Сенатский указ о сборе работных людей на реку Мсту[8]; 2. Кн. М.М.Голицын – Ф.М.Апраксину из Або о бегстве из плена русских солдат, сообщивших о состоянии шведских сил и намерениях шведов[9]; 3. Фредерик IV - П. в ответ на его письмо от 23.02, с разрешением продать запасы оставшегося в Дании провианта, обязав при этом русских уплатить торговые пошлины, также король Фредерик IV выразил сожаление, что П. не принял его проект о ведении войны в 1717 г.[10]; 4. Не позднее этого числа следует относить указ П. кн. П.М.Голицыну о вывозе в Росток провианта из Копенгагена, «поелику господа датчане по посланному от Е.в. из Амстердама к королю Фредерику IV их плану ни на что не согласились»[11] 5. Карл VI – П. по поводу пребывания царевича Алексея в Австрии[12]; 6. Екатерина – А.Д.Меншикову из Амстердама: «Е.ц.в.надеюсь, что сими числы в Париж прибыть изволил», благодарит за присланные 3 письма, посылает ему «камзол новой моды, которая ныне недавно вышла, и таких камзолов только еще четыре персоны имеют, а имянно один у Е.ц.в., другой у цесаря, третей у короля аглинского, а четвертый вы иметь будете. И прошу сей малой презент благоприятно принять и в здравии носить. Е.ц.в. в бытность свою в француском городе Кале изволил принять в свою службу и прислать сюда одного карлу француженина , которой такова великова возрасту, какова, чаю, что ваша светлось никогда не видали, а особливо лице и руки у него чрезвычайно велики, и здесь оной в немалую диковинку. А каков перстень он носит на своей руке и оной при сем посылаем», получено 10.06[13]
Комментарий.
* Видимо, П. необычайно воодушевило увиденное, и он решил не упускать удачного момента для заказов гобеленов, тем более он уже был во многом знаком с ними во дворцах Пруссии, Голландии и вел ранее переписку с К.Н.Зотовым, И.И.Лефоротом и др. по поводу заказов гобеленов на сюжеты побед России в Северной войне и найме мастеров для производства гобеленов в России[14]. В письме Екатерине от 02.05 он сообщал: «Тапицерейная работа здесь зело преславная, того для пришли мою партрету, что писал Мор (Карел Моор – Е.А.) и свои обе: которую Мор и другую, что француз, писали, также и крепиша с племянником (П.И.Мусин-Пушкин – Е.А.), а буде оной уехал, то с Орликовым (м.б. Орлов И.М. – Е.А.), дабы здесь тапицерейною работою оных несколко зделать, также и финифтных маленких, ибо еще тот мастер жив – кои делал в Англии при мне, а ныне здесь. Также отпиши ко мне: лакавай мастер, которой в Везеле тебе говорил, умеет ли на полотне ка[ль]кировать и, буде умеет, хотя б маленкою штучку своего мастерства прислал сюды <…> P.s. Француза живописца Натиера (Ж.М.Натье – Е.А.) пришлите сюда ж вместе с племянником или Орликовым и велите тому живописцу взять с собою картину, которую он писал о Левенгопской баталии» (речь идет о картине Ж.М.Натье «Битва при Лесной», ныне в ГМИИ им. А.С.Пушкина)[15]. Упоминание мастера по финифти Боата (Шарль Боат) неслучайно: П. заказал ему несколько усыпанных бриллиантами портретов, которые подарил перед отъездом приближенным короля Людовика XV[16].
[1] Келенбек Х. Петр I и «Индийская серия». С.356.; Лехович «Сии шпалеры». С. 198-199.
[2] Мезин. Петр I во Франции. С. 65; ПЖПВ. 1717 г. С. 14; ГСВ. 1. С. 16; Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 136.
[3] Полуденский. Петр Великий в Париже. Стб. 682; Мезин. Петр I во Франции. С. 179-180.
[4] Сен-Симон. О пребывании Петра. С. 11.
[5] ПЖПВ. 1717 г. С. 14.
[6] Мезин. Петр I во Франции. С. 65, 136; Мезин. Научные контакты. С. 104.
[7] Сен-Симон. О пребывании Петра. С. 11;Мезин Научные контакты. С. 103. .
[8] ПСЗ. V. № 3082. С. 494.
[9] МИРФ. 2. С. 205-206.
[10] Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 261-262.
[11] Голиков. ДПВ. 6. С. 235.
[12] Устрялов. История. 6. С. 378-380.
[13] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 271.
[14] Подр. см.:Лехович. «Сии шпалеры». С. 195-205.
[15] ПРГ. 1. С. 67-68; КПБ. 84. Л. 400; Петр I. Время и окружение. С. 50.
[16] Полуденский. Петр Великий в Париже. Стб. 694; Николаева. Приходо-расходные книги. С. 347.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.