Репортаж о проведении совместной Осенней школы-конференции НИУ ВШЭ СПб и ТюмГУ
23-28 октября 2023 г. в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург состоялась масштабная Осенняя школа-конференция «Свидетель, очевидец, информант, соучастник? Методы историков и антропологов в работе со свидетельством». Подробнее о мероприятии рассказываем в репортаже.
День 1 – 23 октября 2023 г.
Ранее на сайте Центра исторических исследований был опубликован материал об открытии Осенней школы-конференции (23 октября 2023 г.)
День 2 – 24 октября 2023 г.
24 октября прошёл круглый стол «Право на город при социализме», на котором команда преподавателей, исследователей и студентов ТюмГУ представила исследование в контексте развития городской среды и ландшафта северного города по заказу девелопера. Коллеги рассмотрели темпоральные аспекты исследовательских практик, специфику диалога с заказчиком, ограничения методов и потенциал многолетней архивной работы вокруг истории городских пространств.
В рамках ежедневной дневной секции «Свидетельства в истории и антропологии» участники обсудили четыре исследовательских проекта участников-студентов (Антон Сёмочкин и Екатерина Белова из ТюмГУ, Георгий Воротнев из СПбГУ, Иван Зубарев из СурГУ), объединённых тематикой репрезентации, символической политики, борьбы интеллектуальных традиций в публицистике, медиа и прессе.
Во второй половине дня состоялся круглый стол «Проектная работа со свидетельством», посвящённый работе со свидетельством в контексте командного проекта историков и антропологов. Разработка дизайна подобных исследований – непростая задача: необходимо совмещать работу в архивах, экспедиционный опыт, ГИС, устную историю, различные дисциплины и полевые методы. Студенты и преподаватели Вышки поделились рефлексией об опыте совмещения научных грантов, студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», партнёрских отношений с музеями и НКО и рассказали, как подобные сетевые многолетние партнёрства создают почву для развития уникальных исследовательских траекторий магистров и аспирантов. Подробнее о докладе Лидии Рахмановой «Специфика индивидуальных и групповых этнографических исследований жизни домохозяйств в удаленных поселениях и деревнях (логистика, рефлексия группы о ходе полевого исследования, безопасность, снабжение экспедиции)», подготовленном в рамках гранта Российского научного фонда № 23-18-00962, https://rscf.ru/project/23-18-00962/, см. здесь.
День 3 – 25 октября 2023 г.
25 октября в рамках секции «СопроМат свидетельства: частные истории поверх канонических жанров» участники поделились тем, как свидетельство может сопротивляться исследовательской оптике, и обсудили впечатления и вопросы, возникшие после прочтения двух текстов:
- о языковой и жанровой особенности интервью с представителями инженерной интеллигенции (Александра Касаткина «"Воображаемая статья": приемы текстуализации в устном повествовании современной городской рассказчицы историй» / Ситуация постфольклора: городские тексты и практики (2015));
- о структуре сельских дневников как социальных хроник (Лидия Рахманова «Сельские дневники погоды и промысловые журналы как репрезентация гибридных форм взаимодействия науки и локальных сообществ» // Сибирские исторические исследования, 2019 (4)).
В своем докладе, предваряющем обсуждение, Лидия Рахманова поставила вопрос о значимости подобных дневников для жизни домохозяйств в условиях удаленности и сезонной изоляции с точки зрения антропологии инфраструктур. Эти дневники являются ценнейшими документами для осмысления особых форм текстуальности, возникающих благодаря деятельности сельских домохозяйств. Участники живо комментировали проблемы правдивости и откровенности свидетельств, используя образы борьбы, игры, бравады и сокрытия.
Вторая часть секции позволила перекинуть мостик от устных и письменных нарративов к травелогам XIX века и способам легитимации и изобретения понятия «Русский Север» благодаря докладу Михаила Агапова (ТюмГУ) «Перформативное свидетельство: как "Север России превратился в Русский Север"».
Дневную секцию вновь посвятили обсуждению студенческих исследований, посвящённых теме свидетельства о кооперации, сообществах и товариществах. Историки, урбанисты, антропологи обсудили адаптацию городских общественных пространств к климатическим изменениям (Елизавета Голоднева, ТюмГУ), соотношение свидетельств и практик в интеллектуальной истории (Марк Белов, НИУ ВШЭ СПб), динамики западносибирских торговых коопераций (Юлия Беспалова, СурГУ), «крейсерские войны» (Иван Бурмистров, НИУ ВШЭ СПб), послужные списки и биографии офицеров петровской армии и сказок Военной коллегии (Георгий Всеволожский, УрФУ).
Вечернее заседание «"Правда" и таксономия свидетельств» стало площадкой для обсуждения разных источников, свидетельствующих об истории и историях:
— Сергей Козлов (ТюмГУ) показал различные слои и форматы репрезентации образа князя Святослава: от «Повести временных лет» до медийных образов и символики сообществ (доклад «Многоликий князь Святослав: война памятей в мире медиа»);
— Александр Резник (НИУ ВШЭ СПб) рассказал о вызовах, с которыми историки сталкиваются при работе со свидетельствами и правдами о Гражданской войне, в том числе о наложении различных новаторских и канонических языков пропаганды и описания событий (доклад «Правд(ы) о гражданской войне: язык российских газет в 1917-1918 годы»);
— Анастасия Павловская (ЕУСПб) представила панораму исследований и рефлексий в послевоенные годы и то, как выходили на первый план различные аспекты блокадного дневника как источника – художественность и образность, детальность, искренность и информативность (доклад «Блокадный дневник в 1940-1970-е гг: статус документа и роль свидетельства»).
День 4 – 26 октября 2023 г.
26 октября дискуссия Осенней школы была серьезно «опространствлена» и коснулась тем свидетельства в пространстве города, скрытых свидетельств в «закрытых» архивах и не только.
Утренняя секция «Свидетельства и пространства» открылась докладом о понимании и интерпретации истории как свидетельства в истории антропологии (Игорь Стась, ТюмГУ). За интересным методологическим ходом последовал доклад Александра Иванова (ТюмГУ) «Пространства памяти о «трудном прошлом» в ландшафтах регионального центра (на материалах Тюмени)», который концептуально предвосхищал студенческую секцию 27 октября о городском планировании, картировании, топонимике и памяти.
Послеобеденное заседание студенческой секции «Свидетельства в истории и антропологии» посвятили связи различных уровней свидетельств: от эмоционально нагруженных и травмирующих до свидетельств институционального уровня, позволяющих писать историю организации, научной школы или медицинского учреждения. Проект Веры Саяпиной (НИУ ВШЭ – Москва) основан на интервью с представителями московской интеллигенции, принявшими православие в 1970-80-е годы, и свидетельствующими о своей конверсии уже из позиции 2020-х годов. Элеонора Говоровская (НИУ ВШЭ СПб) благодаря письмам, дневниковым и путевым заметкам на страницах немецкоязычной прессы рассказала о создании образа Сибири как «Земли будущего» и желанного места миграции. Алиса Кузнецова (НИУ ВШЭ – Москва) рассказала об уникальных материалах, хранящихся в архиве Московской Преображенской больницы, в частности, аудиоматериалах, которые участники конференции предложили интерпретировать с точки зрения устной истории в ряду других подобных коллекций. Полина Яровая (НИУ ВШЭ СПб) показала, как проповедь проникает в текст диссертации, и поставила перед участниками непростой вопрос: как поделиться результатом исследования с собеседниками и информантами, если мы имеем дело с различием языков? Подробнее о докладе Полины Яровой, подготовленном в рамках гранта Российского научного фонда № 23-18-00962, https://rscf.ru/project/23-18-00962/, см. по ссылке.
Многообещающая вечерняя дискуссия «Суд в истории, суд над историей» оказалась провокационной и полезной в методологическом и в техническом отношении: Райнер Матос и Мария Старун рассказали о специфике доказательств, экспертизы, улик, подбора свидетелей и свидетельств в судебных процессах по делам о политическом убийстве и в делах об изнасиловании. Даниил Петров заострил внимание слушателей на богатстве исторических архивов с точки зрения крупиц свидетельств из документов 1930-х годов в контексте перлюстрирования, практик доносительства и режимов доступа в архивы.
День 5 – 27 октября 2023 г.
В пятый день Осенней школы-конференции участники обратились к неакадемическим жанрам интерепретации свидетельств: театральная постановка, архитектурное проектирование, медицинский диагноз и даже антропологический роман.
Обсуждение началось с текста Татьяны Борисовой (НИУ ВШЭ СПб) об И.С. Аксакове как постановщике, сценаристе в сфере судебного делопроизводства. Участники вместе поразмышляли над тем, откуда берется «разочарование в законе», где «гнездятся» справедливости и зачем Аксакову было менять шляпу с круглыми полями на картуз. Это обсуждение нашло параллели с опытом Дмитрия Мухина, представленным в докладе «Дело о четырех полотенцах: как документ становится спектаклем».
Дневное заседание было посвящено бюрократии и её способам формировать и предвосхищать свидетельства, работе функционеров сквозь призму частных свидетельств и переживаний. Кирилл Семеновский (ТюмГУ) поставил вопрос, как провести полевую работу «меж двух огней» – заказчиком исследования и служащими разных уровней. Максим Мочалин (ТюмГУ) рассказал о скорой смене генпланов в 1970-80-е годы при проектировании Нового Уренгоя. Артём Михалишин (ТюмГУ) представил символьную политику городского пространства, как появляется название улицы без самой улицы и как мнения горожан связаны с символическими политиками и топонимикой, на примере Сургута. Доклад Варвары Гречухиной (НИУ ВШЭ СПб) был посвящён тому, как выглядит «политика-как-получится», дающая силы действовать родителям и волонтёрам, и как такие очевидные категории, как «детство», переосмысляются на бюрократическом языке. Антон Лютынский (ЧГУ) рассказал об уголовных процессах в 1917-1920-х в контексте противоречивой уголовной политики большевиков.
На вечерней секции «Проблема освидетельствования и сенситивность поля» выступили приглашённые докладчицы из ЕУСПб Анна Клепикова и Екатерина Токалова. Их доклады были посвящены проблеме свидетельства в медицине. Кто является свидетелем и очевидцем постановки диагнозов и проявлений сложных ментальных состояний? Является ли диагностика расследованием, а утверждение диагноза – процессом, сходным с судебным? Вместе с докладчицами участники задались вопросом, что значит редактировать текст, чтобы оставить место для надежды читателей, поговорили о неожиданных подарках и коснулись темы страхов.
День 6 – 28 октября 2023 г.
Финальный день Осенней школы-конференции начался с лекции приглашённого эксперта Дениса Сивкова (РАНХиГС, МВШСЭН) «Интервью как встреча (с собеседником)» о методах проведения интервью антропологами. Поделившись историями из собственного опыта, Денис напомнил, что деление на включенное наблюдение и интервью существует только на лекциях: оказавшись в поле или один на один с информантом, сложно провести эту грань. И стоит ли вообще называть информантом человека, который помогает антропологу делать исследование?
О том, как исследования проводят историки и чем их итоговые тексты отличаются от работ антропологов, речь зашла на заключительном круглом столе «Иерархия свидетельств в истории и антропологии». На заседании выступили аспиранты департамента истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Роман Петров поделился, как выстраивал контакт с важным для своего исследования собеседником. Как стоит себя вести, если человек не хочет беседовать и указывает на некомпетентность исследователя в теме? Неужели происхождение из семьи рабочих все еще играет роль для установления хорошей репутации этнографа? Дарья Москвина рассказала о том, как исследует других исследователей. В какой момент антрополог становится антропологом? Важно ли для этого проводить полевую работу, и чем должно быть это поле?
Всю неделю, говоря о связи истории и антропологии, участники, кажется, смогли очертить грань между ними: эта связь – сам исследователь и его самопозиционирование в итоговом тексте. В дискуссиях определилась одна из важнейших тем прошедшей школы: грани разных подходов между наукой и искусством, историей и антропологией, старым и новым. Безусловно, разнообразные грани – но никак не границы.
Осенняя школа-конференция «Свидетель, очевидец, информант, соучастник? Методы историков и антропологов в работе со свидетельством» была организована в рамках совместного проекта «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и ТюмГУ (программа «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ).
Белов Марк Антонович
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь
Борисова Татьяна Юрьевна
Департамент истории: Доцент
Бурмистров Иван Денисович
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь
Касаткина Александра Константиновна
Департамент истории: Доцент
Москвина Дарья Алексеевна
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь
Петров Роман Сергеевич
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь
Рахманова Лидия Яковлевна
Департамент истории: Старший преподаватель
Резник Александр Валерьевич
Департамент истории: Доцент
Старун Мария Игоревна
Департамент истории: Старший преподаватель
Яровая Полина Романовна
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь