• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники проекта РНФ выступили с докладами на Осенней школе-конференции в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

23-28 октября 2023 г. в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург состоялась масштабная Осенняя школа-конференция «Свидетель, очевидец, информант, соучастник? Методы историков и антропологов в работе со свидетельством». В конференции приняли участие антропологи Николай Ссорин-Чайков, Лидия Рахманова, Александра Касаткина и Полина Яровая, представившие результаты своих текущих исследований.

Участники проекта РНФ выступили с докладами на Осенней школе-конференции в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

24 октября состоялся круглый стол «Проектная работа со свидетельством», посвящённый работе со свидетельством в контексте командного проекта историков и антропологов. Разработка дизайна подобных исследований – непростая задача: необходимо совмещать работу в архивах, экспедиционный опыт, ГИС, устную историю, различные дисциплины и полевые методы. 

В своем докладе «Специфика индивидуальных и групповых этнографических исследований жизни домохозяйств в удаленных поселениях и деревнях (логистика, рефлексия группы о ходе полевого исследования, безопасность, снабжение экспедиции)» Лидия Рахманова поделилась рефлексией об опыте совмещения научных грантов, студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», а также одиночных выездов полевиков для изучения сельских домохозяйств. Доклад был посвящен феномену удаленности в пост-советской России: оторванности некоторых деревень (и домохозяйств) от центральных трасс, асфальтовых и грунтовых дорог, прерывистости сообщения в межсезонье, которое влияет не только на жизнь домохозяйств, но и на возможность для исследователя изучать повседневность в отдаленных населенных пунктах. Это обстоятельство влияет на характер индивидуальной или групповой работы. С другой стороны, важным экономическим аспектом снабжения экспедиций является со-финансирование полевой работы: в некоторых случаях местные организации выделяют свои ресурсы в помощь этнографу (газель администрации, бензин на заправке, питание в местной столовой) в обмен на оказание услуг – для отдела культуры (проведение мероприятия), НКО (написание публицистической книги как отчет по гранту НКО), проведение занятий или лекций для детей и подростков (Школа, администрация, ДК). Важным пунктом доклада Рахмановой стал вопрос о том, как эти процедуры «обмена» между этнографом и местным сообществом позволяют обнаруживать ранее скрытые элементы экономической и символической жизни в домохозяйствах. Особое внимание было уделено методологическим вызовам в «длинном» и «коротком» поле, специфике помощи семьям информантов, участию в хозяйственной деятельности, а также партнерским отношениям с музеями и НКО. 

25 октября в рамках секции «СопроМат свидетельства: частные истории поверх канонических жанров» участники проекта поделились тем, как свидетельство может сопротивляться исследовательской оптике, и вместе со слушателями обсудили впечатления и вопросы, возникшие после прочтения двух текстов:

  • о языковой и жанровой особенности интервью с представителями инженерной интеллигенции (Александра Касаткина «"Воображаемая статья": приемы текстуализации в устном повествовании современной городской рассказчицы историй» / Ситуация постфольклора: городские тексты и практики (2015));
  • о структуре сельских дневников как социальных хроник (Лидия Рахманова «Сельские дневники погоды и промысловые журналы как репрезентация гибридных форм взаимодействия науки и локальных сообществ» // Сибирские исторические исследования, 2019 (4)).

В своем докладе, предваряющем обсуждение, Лидия Рахманова поставила вопрос о значимости подобных дневников для жизни домохозяйств в условиях удаленности и сезонной изоляции с точки зрения антропологии инфраструктур. Эти дневники являются ценнейшими документами для осмысления особых форм текстуальности, возникающих благодаря деятельности сельских домохозяйств.

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Стажёр-исследователь Центра исторических исследований Полина Яровая в рамках гранта Российского научного фонда № 23-18-00962 (https://rscf.ru/project/23-18-00962/) провела полевое исследование в монастыре на Русском Севере, в котором обнаружила, что не только хозяйственные практики современного православия, но и языки описания этих практик строятся на отрицании современности. Но, будучи жителями своей эпохи, обитатели монастыря не могут исключить модерность из своей повседневности, им все равно приходится сталкиваться с ней во взаимодействиях с внешним миром и государством. Тем не менее, при помощи хозяйственных практик и языка их описания они стараются определить некоторую границу, отстоять свой уклад жизни вопреки вызовам современности. 26 октября в своём докладе «Make Russia Saint Again: Unfinished construction of the utopian past: on limitations» Яровая показала, как проповедь проникает в текст диссертации, и поставила перед слушателями непростой вопрос: как поделиться результатом исследования с собеседниками и информантами, если мы имеем дело с различием языков?

Исследования осуществлены в рамках гранта Российского научного фонда № 23-18-00962, https://rscf.ru/project/23-18-00962/