Открытие Осенней школы-конференции «Свидетель, очевидец, информант, соучастник? Методы историков и антропологов в работе со свидетельством»
Это масштабное событие – заключительный аккорд работы «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и ТюмГУ. Читайте в нашем материале, как прошёл день открытия Осенней школы-конференции.
Осенняя школа-конференция «Свидетель, очевидец, информант, соучастник? Методы историков и антропологов в работе со свидетельством» – заключительный аккорд работы совместного проекта «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и ТюмГУ (программа «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ).
Первый день Осенней школы-конференции оказался насыщенным: после приветствий руководителей проекта из двух дружественных коллективов Татьяны Борисовой (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) и Сергея Козлова (ТюмГУ), вступительных слов декана факультета Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств Адриана Селина и главы департамента истории Екатерины Калеменевой началось энергичное обсуждение текстов Карло Гинзбурга (приметы, уликовая парадигма и её корни в книге «Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история») и Валентины Наполитано ("Anthropology and Traces" в журнале Anthropological Theory) о методах работы с уликами, следами, свидетельствами.
![](/mirror/pubs/share/direct/868377149.jpg)
Во второй половине дня участники школы-конференции в рамках секции «Свидетельства в истории и антропологии» обсудили четыре разноплановых исследовательских проекта участников-студентов, объединённых темой молчания, голоса свидетеля и очевидца, языков самоописания и столкновений интеллектуальных традиций:
- Арина Яворская (ТюмГУ), «Инфантицид в поздней Российской империи (город и сельская местность)»
- Марина Осипова (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) «Голос удмуртов в свидетельствах Мултанского дела XIX века»
- Мария Комарова (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) «Жизнь в пути: саморепрезентация оленеводов-хантов через практики блогерства»
- Мария Шульжицкая (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) «Роль свидетельств в исследовании конкурирующих имперских национальных проектов: С.Н. Южаков и областничество»
![](/mirror/pubs/share/direct/868377187.jpg)
Завершила день дискуссия с приглашёнными экспертами, предлагавшая погрузиться в тему травмы, положения жертвы, проживания утраты и горя. Татьяна Воронина (журнал «Laboratorium») связала интеллектуальную традицию осмысления холокоста с концептуальными, юридическими, историческими оптиками, рассматривающими феномен блокады Ленинграда и памяти о Великой Отечественной войне. Александра Дугушина (ИЛИ РАН) погрузила слушателей в атмосферу балканской деревни, ежегодно становящейся местом паломничества и межконфессионального взаимодействия. Исследовательница поставила вопрос о том, кто является свидетелем; насколько возможно включённое наблюдение и одновременно свидетельствование об увиденном; как меняется позиция антрополога в зависимости от места проживания и гостевания в местном сообществе; проживается ли травматический опыт через недоверие и отстранение. Любовь Голубева (СПбГУ) приоткрыла полевые архивы и познакомила участников с тем, как женщины разных поколений в архангельских, вятских и вологодских деревнях говорят об потере ребёнка, а также о том, как сообщество и семья помогают справляться с горем и не впадать в состояние тоски. Уникальные биографические интервью, в том числе снятые на камеру, а не на диктофон, стали вызовом для слушателей с точки зрения сопереживания рассказчицам.
Впереди участников ждут новые обсуждения текстов участников школы-конференции, интересные доклады и вечерние дискуссии. 26 и 27 октября состоятся открытые вечерние дискуссии в гибридном формате. Изучайте программу и регистрируйтесь на мероприятие по ссылке.
Борисова Татьяна Юрьевна
Департамент истории: Доцент
Калеменева Екатерина Алексеевна
Департамент истории: Руководитель департамента
Селин Адриан Александрович
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств: Декан