Знакомство с первокурсниками: магистрантка Мария Сёмина
– Мария, когда вы заинтересовались биоинформатикой и почему?
– Если начать совсем издалека, то меня всегда интересовали медицина, биология, математика и программирование – я пишу код с десяти лет. В какой-то момент я узнала про геном и как будто открыла для себя новую вселенную. Начала искать, как называется наука на стыке информатики, биологии и медицины. Читала про медицинскую кибернетику и даже думала поступать после школы на биофак или в медицинский.
Увы, никто из моего окружения тогда про биоинформатику даже не слышал. Меня убедили забыть про биологию и углубиться в программирование. Я как-то смирилась и оставила свою мечту о биотехе. В конце весны 20-го года зашла на Stepik, чтобы подучить статистику для нейронных сетей, и нашла курс от Института биоинформатики – так и узнала, что в биоинформатику идут программисты.
– В каком университете и на какой программе вы учились в бакалавриате? И почему решили продолжить обучение на программе «Вычислительная биология и биоинформатика»?
– Я окончила НИУ МАИ по направлению «Информатика и вычислительная техника». О программе «Вычислительная биология и биоинформатика» узнала случайно. Ранее я хотела стажироваться в BIOCAD, но не было средств на переезд в Санкт-Петербург, а стажировка оплачивалась намного скромнее, чем средняя стажировка в IT. Программа BIOCAD меня заинтересовала тем, что дает глубокие и полные знания, которые полностью покрывают мою будущую профессию.
– Как вы готовились к поступлению?
– Специально я не готовилась. Математический анализ и алгоритмы нам преподавали в университете, дополнительно я проходила курсы на Stepik, бонус – опыт, полученный на работе. А биологию я самостоятельно изучала в свободное время: постоянно читала статьи, учебники, книги по общей биологии, биохимии, генетике, смотрела лекции Института Биоинформатики.
– Какие онлайн-курсы вы можете порекомендовать?
– Мне понравились курсы от Института Биоинформатики – «Основы статистики» и «Программирование на Python». Их можно пройтина на Stepik. Также я бы рекомендовала курсы «Генетика», «ГМО: технологии создания и применение» Новосибирского государственного университета (НГУ) на Coursera.
– Прошел первый месяц обучения, какие у вас впечатления?
– Впечатления очень положительные, хотя достаточно сложно перестроиться на модульную систему. Я считаю себя усердной студенткой, но в бакалавриате в течение семестра в какой-то момент расслаблялась: домашних заданий особо не было, текущей проверки знаний тоже – нет смысла напрягаться. В Вышке такая стратегия не годится. Но мне нравится концепция из постоянных домашних заданий и дедлайнов, волей-неволей приходится разбираться в предмете.
Так как мы только начали учиться, почти все предметы базовые, много математики. Частично повторение того, что я уже знаю, но предметы преподносятся совсем в ином виде, чем в бакалавриате, появляется глубинное понимание.
Также мне очень нравится постоянная обратная связь с преподавателями и кураторами программы. Я слышала про такую особенность ВШЭ из рассказов знакомых, но всё-таки верилось с трудом – слишком уж хорошая картина складывалась, не вписывалась в понятие «российского вуза». Но во ВШЭ свои внутренние правила и принципы, которые мне импонируют. Именно так я и представляла себе магистратуру, в которой буду учиться.
– Исследованиями в каких направлениях биоинформатики вы планируете заниматься в магистратуре?
– Пока для себя я вижу два направления, в которые хотела бы углубиться. Первое – анализ генома человека для нахождения генов, ответственных за возникновение аллергии или психических расстройств. Второе – создание лекарств для лечения онкозаболеваний, особенно тяжело поддающихся лечению форм рака молочной железы. Учитывая специфику BIOCAD, вероятно, это будет скорее второй вариант.