• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

194100, Санкт-Петербург,
ул. Кантемировская д. 3, корп. 1, лит. А, каб.331
Тел. (812) 644-59-11 доб. 61578

Руководство
Заместитель декана по учебной работе Кузнецов Антон Михайлович
Заместитель декана по научной работе Жуков Алексей Евгеньевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
40/30/6
40 бюджетных мест
30 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Прикладной анализ данных и искусственный интеллект

4 года
Очная форма обучения
20/30/1
20 бюджетных мест
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Физика

4 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

UX-аналитика и проектирование информационных систем

2 года
Очная форма обучения
22/10/1
22 бюджетных места
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Вычислительная биология и биоинформатика

2 года
Очная форма обучения
6/10
6 бюджетных мест
10 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Машинное обучение и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
22/15/1
22 бюджетных места
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Программирование и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Физика

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Статья
Динамика приспособления в сетевой игре со стохастическими параметрами

Волкова О. Н., Вологина Д. -., Королев А. В.

Математическая теория игр и ее приложения. 2022. Т. 14. № 1. С. 21-48.

Глава в книге
On Nash Equilibrium in Repeated Hierarchical Games

Pankratova Y., Petrosyan L.

In bk.: Stability and Control Processes: Proceedings of the 4th International Conference Dedicated to the Memory of Professor Vladimir Zubov. Springer, 2022. Ch. 65. P. 447-455.

Препринт
Do Data-based Curricula Work?

Сурков М. К., Мосин В. Д., Yamshchikov I. P.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2021

«Спустя полгода учебы могу сказать, что мои ожидания оправдались»

В прошлом году состоялся первый набор на магистерскую программу по физике в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Узнали у студентов, почему они выбрали эту программу, как оценивают учебу спустя полгода и какими темами занимаются в рамках научно-исследовательской работы.

«Спустя полгода учебы могу сказать, что мои ожидания оправдались»

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург/ Анна Зырянова

Алиса Шайхутдинова, выпускница бакалавриата СПбАУ РАН им. Ж.И. Алфёрова

Новая магистерская программа «Физика» в Питерской Вышке не была для меня чем-то загадочным и непредсказуемым. На момент поступления я хорошо знала людей, открывших эту программу, и видела их в деле: они же в свое время организовывали бакалавриат в Академическом университете, который я окончила. Там для студентов — во всяком случае на моей кафедре теоретической физики  — учеба была непростой, достаточно интересной и полезной для научной деятельности. Доверие внушал и состав преподавателей, приглашенных вести курсы на эту программу. У части из них я училась в бакалавриате, о ком-то слышала от своих однокурсников или знала как серьезных ученых. Словом, у меня были причины для веры как в содержание новой программы, так и в уровень преподавания. 

Спустя полгода учебы могу сказать, что мои ожидания оправдались. Преподаватели действительно серьезно подходят к своему делу, рассказывают все подробно и достаточно понятно. А если вдруг оказывается, что какую-то тему надо пояснить дополнительно, они отвечают на вопросы после пар, по почте или в Zoom. Это очень помогает в учебе: если разобраться самостоятельно не получается, всегда можно обратиться за советом. В конце первого семестра я пришла к такому выводу: если хватает желания, сил и времени на то, чтобы внимательно слушать лекции и регулярно делать домашние задания — часто они построены так, чтобы можно было получше разобраться в пройденном на паре или в том, что еще предстоит пройти — то со всем можно справиться.

К сожалению, во втором семестре со временем стало похуже. Сейчас мы изучаем больше дисциплин, соответственно, домашних задач тоже прибавилось. С учетом научно-исследовательской работы загруженность получается приличной. С другой стороны, руководство программы прислушивается к нашему мнению и старается изменять учебный процесс с учетом отзывов студентов. Так, например, нам с одногруппниками удалось добиться переноса некоторых предметов на другой день или время. Все преподаватели, с которыми мы обсуждали этот вопрос, по возможности шли нам навстречу, и в итоге всегда получалось подобрать что-то более удобное.

Еще при поступлении я выбрала трек по квантовой теории поля. С ней был связан мой НИР в бакалавриате и я собиралась продолжить работать со своим научным руководителем в этой области, правда, уже по другой тематике. В общем, над выбором трека я даже не задумывалась, он определился сам собой: я понимала, что знаю еще далеко не все для уверенной работы, а курсы на этой специализации мне бы пригодились. Трек по физике конденсированных сред, конечно, выглядел тоже любопытно, я даже посещала некоторые занятия. Но решила, что эта специализация мне все-таки подходит меньше.

Сейчас моя научная деятельность связана с исследованием физических свойств одной двумерной системы в контексте квантовой теории поля. Интерес к ней возник из-за необычных математических свойств функции, описывающей процессы рассеяния в такой системе: хочется узнать, чему такие свойства могли бы соответствовать физически. Результаты могли бы пригодиться для развивающегося в последние несколько лет обобщения некоторых методов квантовой теории поля. А вот с темой дипломной работы мы с научным руководителем пока не определились.

Аркадий Полухин, выпускник бакалавриата Новосибирского государственного университета

Когда я поступал, у меня был выбор между техническим направлением в другом вузе и программой по физике в Питерской Вышке. На тот момент поступление во ВШЭ, конечно, выглядело большой авантюрой, поскольку программа только открывалась. Но я хотел заниматься естественными науками, поэтому как только узнал, что прохожу в Вышку, забрал документы из технического вуза и подал их сюда. 

Не знаю почему, но неизвестность меня не страшила. Теперь, когда я знаю преподавателей и руководителей программы, ясно, что это были правильные ощущения. Все оказались приятными людьми, готовыми решать учебные и околоучебные вопросы.

В целом учиться сложно, но эта сложность ожидаемая. Все курсы глубокие, нужно прикладывать много усилий, халявить не удается — но примерно такого я и ждал от программы по физике. Особенно хочу выделить несколько курсов, которые нравятся мне больше всего: это «Интегрируемые системы» от Сергея Эдуардовича Деркачева, «Квантовая теория поля» от Кирилла Михайловича Семенова-Тян-Шанского и «Физика низкоразмерных систем» от Михаила Михайловича Глазова. Эти преподаватели очень хорошо объясняют материал и вносят ясность в какие-то моменты, которые были упущены на других предметах. Могу сказать, что благодаря их дисциплинам у меня складывается общая картина мира.

Я учусь на треке «Квантовая теория поля», выбрал его потому, что он показался самым сложным. Научного руководителя — как раз Сергея Эдуардовича Деркачева — я нашел в ПОМИ РАН, поэтому буду выполнять свою дипломную работу на базовой кафедре этого института. Мой диплом будет связан с интегрируемыми системами. Я буду рассчитывать матрицы рассеяния одним из новых способов и сравнивать результаты с уже известными решениями.

Валерия Столбова, выпускница бакалавриата МГТУ им. Н.Э. Баумана

Я окончила бакалавриат в МГТУ им. Н.Э. Баумана по направлению «Прикладная математика» и особенно интересовалась «чистой» математикой, то есть теоретической наукой. На третьем курсе я определилась с направлением, в котором хотела бы двигаться дальше. Я поняла, что наиболее сложные и красивые структуры в математике составляют аппарат разделов современной теоретической физики. Но поскольку на моей кафедре, да и в вузе в целом, эти разделы математики и физики углубленно не изучали, я стала искать другие варианты и наткнулась на программу в Питерской Вышке.  

Для меня, как и, вероятно, для большинства моих одногруппников, поступление в петербургский кампус НИУ ВШЭ стало своего рода шагом в неизвестность. Но когда я увидела учебный план магистратуры, то поразилась и грамотностью организации самой программы, и широтой открываемых перспектив. В процессе обучения я поняла, что этот выбор оказался еще более многообещающим, чем я могла предполагать.

Первое, что хочу отметить, это набор дисциплин и сам подход к обучению. В организации нашей магистерской программы есть существенные черты, которые чаще встречаются в европейских вузах: достаточно узкий набор дисциплин и наличие образовательных треков (квантовая теория поля и физика конденсированного состояния). Читаемые дисциплины отвечают самым современным запросам в нашей профессиональной области — и по степени значимости, и по уровню подачи. Курсы ведут первоклассные специалисты из профильных институтов Санкт-Петербурга: Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, Петербургского отделения Математического института им. Стеклова РАН и Петербургского института ядерной физики НИЦ «Курчатовский институт» (ПИЯФ). Мне кажется, что свобода выбора специализации — это привилегия, в общем не характерная для вузов нашей страны. Я думаю, что ощущение творческой свободы и является ключевым условием профессионального становления успешного физика-теоретика. 

На нашем факультете созданы все условия для того, чтобы научная работа превратилась в увлекательный творческий процесс. Мне по специализации ближе всего оказались направления деятельности Петербургского отделения математического института. В частности, по одному из них — интегрируемые системы — нам читают довольно редкий двухсеместровый курс. Помимо университетских дисциплин я посещаю лекции по математическому аппарату суперсимметричных теорий на одном из научных семинаров в ПОМИ. 

Я хочу и дальше сотрудничать с ПОМИ и НИУ ВШЭ. Замечательно, что здесь создаются условия для взаимодействия людей в профессиональной среде, общения и обмена интересной информацией — для науки это крайне необходимо. А еще потрясающе иметь возможность делиться своими знаниями с теми, кто делает первые шаги в изучении математики и физики. У меня есть некоторый опыт преподавания, и я понимаю, насколько важно поддерживать интерес к науке у школьников и студентов младших курсов. Меня очень радует, что на это направлена и деятельность нашего факультета. Отдельное спасибо хочу сказать академическому руководителю программы Игорю Евгеньевичу Шендеровичу. Благодаря его поддержке передо мной открылись те перспективы, которые я мечтала увидеть в своей профессиональной области.