• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Selected Topics in Social and Political Science

2021/2022
Academic Year
ENG
Instruction in English
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Course Syllabus

Abstract

Курс предназначен для формирования у студентов многомерного взгляда на ключевые проблемы социальных наук с точек зрения разных дисциплинарных традиций. Студенты познакомятся со взглядами теоретиков публичного управления, политологии, социологии на понятия общества, государства и управления, и в процессе активного обсуждения сформируют о них своё системное представление. Курс проходит в формате классического семинара, построенного вокруг активного обсуждения научных текстов и ведётся преподавателями трёх образовательных программ.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Познакомить студентов с базовыми концепциями, теориями и подходами в области социальных наук
  • Развить у студентов навыки междисциплинарного анализа современных социальных проблем и процессов
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Знает основные подходы социальных наук к пониманию и измерению общественных ценностей, их динамики
  • Знает основные тренды и паттерны социальных трансформаций в России на основе сравнительных социологических проектов
  • Знает концепцию субъективного благополучия и основные теории, объясняющие субъективное благополучие в современных обществах
  • Воспроизводит и сравнивает основные теории происхождения современного государства
  • Вопроизводит и сравнивает основные подходы к определению и изучению государства
  • Знает основные современные подходы к изучению менеджмента и управления
  • Знает основные этапы и процессы менеджмента в организации
  • Знает основные концепции государственного управления
  • Знает основные тенденции в трансформации государств и их функций
Course Contents

Course Contents

  • Установочная встреча
  • Глобальные тренды изменения ценностей
    Классическая и эволюционная теория модернизации. Переход от материалистических к постматериалистическим ценностям. Измерения карты Инглхарта. Современные шкалы измерения ценностей. Общество знания, ценности и социальное неравенство.
  • Идеологическая трансформация России 1981—2017
    Что могут показать сравнительные социологические проекты большой длительности? Показатели продолжительности жизни в сравнительной перспективе. — Упадок СССР и возникновение ориентации на Запад. Динамика показателей счастья для разных групп российского населения в период трансформации. Идеологические факторы счастья. —Восприятие США в постсоветский период в российском обществе в целом и российскими элитами в частности. — Счастье и деньги. Новые факторы субъективного благополучия россиян после 2008 года. Субъективное благополучие россиян в сравнении с другими странами.
  • Материальные и нематериальные факторы субъективного благополучия в обществе
  • Откуда берётся и как устроено современное государство?
    Понятие современного государства. Основные теории происхождения и развития современного государства.
  • Как изменяется государство?
    На занятиях мы обсудим то, как изменилось государство во второй половине XX века: децентрализацию (почему и как современные государства децентрализуются и к каким последствиям это приводит), аутсорсинг правительственных функций бизнесу и некоммерческим организациям (важный вопрос здесь — а что тогда остается самому государству и какой становится его новая роль?), а также размывание привычных представлений о юрисдикции отдельных уровней и органов власти.
  • Как определить государство и как его изучать?
    На занятиях мы обсудим различные подходы к определению государства и то, насколько эти определения применимы в процессе изучения государства. Что на самом деле означает словосочетание "изучать государство" и как политологи подходили к изучению государства в течение 20 века? Как они это делают сегодня? Какие методологические проблемы зашиты в понятия государственной автономии и государственной состоятельности и чем предлагаемые концепции схожи с понятийным аппаратом, введенным Майклом Манном (деспотическая и инфраструктурная сила государства)? Что такое качество государства?
  • Менеджмент в организациях
    На занятиях мы обсудим основные аспекты современного менеджмента: планирование, организацию, мотивацию персонала. Какие основные виды планирования работы организации есть? Что такое организационная структура и чем определяется её выбор? Что является ключевым принципом при создании современной системы мотивации персонала?
  • Введение в теорию управления
    На занятиях мы обсудим эволюцию понятия, а также инструментов и методов в менеджменте. Какие экономические условия предопределили выделение менеджмента в отдельную науку? Какие из этих условий сейчас остались теми же и позволяют нам использовать достижения классиков менеджмента? Какие основные отличия современной экономической системы от системы начала двадцатого века требуют отказа от классических подходов.
  • Государственное управление
    Мы рассмотрим современные концепции государственного управления. Начнём с исторического обзора подходов к государственному менеджменту и общих понятий экономики общественного сектора. Затем рассмотрим сущность дихотомии политики и администрирования, а также концепции «New public management», «Good governance». В заключении рассмотрим роль государственного управления в экономическом развитии страны и подходы к оценке его эффективности.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Блок "Социология"
    2 элемента контроля по блоку социология - работа в аудитории и письменная работа. Работа сдается в течение недели после итогового семинара блока. При наличии подтверждающих медицинских документов работу можно сдать позже установленного срока; необходимо договориться об этом с преподавателем итогового семинара как можно раньше. Примеры тем для письменной работы: Каковы нематериальные факторы субъективного благополучия в обществе? Как связаны компьютеризация труда и социальное неравенство? Каковы основные причины изменения ценностей в посткоммунистических странах Европы сегодня?
  • non-blocking Блок "Государственное управление"
    Общая оценка за три занятия будет считаться как среднее арифметическое из оценок по трём темам.
  • non-blocking Блок "Политология"
    Оценка по блоку "Политология" выставляется как среднее значение (округление арифметическое) за три занятия блока. 1 занятие - участие в семинаре, 2 и 3 занятие - участие в семинаре (0,5) и задание (0,5)
  • non-blocking Экзамен
    Проводится в формате теста по материалам дисциплины: 20 закрытых вопросов и 5 открытых вопросов. Продолжительность - два академических часа.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (4 module)
    0.25 * Блок "Государственное управление" + 0.25 * Блок "Политология" + 0.25 * Блок "Социология" + 0.25 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Foa, R. S., Inglehart, R., Ponarin, E., & Karabchuk, T. (2018). Set-Point Theory and Societal Collapse: The Case of Russia. Journal of Happiness Studies, 19(6), 1639–1656. https://doi.org/10.1007/s10902-017-9888-4
  • MANN, M. (2007). The Autonomous Power of the State: its Origins, Mechanisms, and Results ; El poder autónomo del estado: sus orígenes, mecanismos y resultados. Relaciones Internacionales; Núm. 5 (2007): Sociología Histórica y Relaciones Internacionales; 1-43 ; Relaciones Internacionales; No. 5 (2007): Historical Sociology and International Relations.
  • Sokolov, B., Inglehart, R. F., Ponarin, E., Vartanova, I., & Zimmerman, W. (2018). Disillusionment and Anti-Americanism in Russia: From Pro-American to Anti-American Attitudes, 1993–2009. International Studies Quarterly, 62(3), 534–547. https://doi.org/10.1093/isq/sqy013
  • Tilly, C. (2007). Democracy. Cambridge University Press.
  • Асемоглу Д. Экономические истоки диктатуры и демократии / Д. Асемоглу. - Москва : ВШЭ, 2015. - 240 с. - ISBN 978-5-7598-0825-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362062/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Инглхарт, Р., & Вельцель, К. (2011). Развитие и демократия: что мы знаем о модернизации.
  • Камалов Э. А., & Понарин Э. Д. (n.d.). Национальная Гордость И Субъективное Благополучие Россиян.

Recommended Additional Bibliography

  • Almond, G. A. (1988). The Return to the State. American Political Science Review, 3, 853.
  • Barbara Geddes. (1994). Politician’s Dilemma : Building State Capacity in Latin America. University of California Press.