We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Selected Topics in Social and Political Science

2021/2022
Academic Year
ENG
Instruction in English
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Course Syllabus

Abstract

Курс предназначен для формирования у студентов многомерного взгляда на ключевые проблемы социальных наук с точек зрения разных дисциплинарных традиций. Студенты познакомятся со взглядами теоретиков публичного управления, политологии, социологии на понятия общества, государства и управления, и в процессе активного обсуждения сформируют о них своё системное представление. Курс проходит в формате классического семинара, построенного вокруг активного обсуждения научных текстов и ведётся преподавателями трёх образовательных программ.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Познакомить студентов с базовыми концепциями, теориями и подходами в области социальных наук
  • Развить у студентов навыки междисциплинарного анализа современных социальных проблем и процессов
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Вопроизводит и сравнивает основные подходы к определению и изучению государства
  • Воспроизводит и сравнивает основные теории происхождения современного государства
  • Знает концепцию субъективного благополучия и основные теории, объясняющие субъективное благополучие в современных обществах
  • Знает основные концепции государственного управления
  • Знает основные подходы социальных наук к пониманию и измерению общественных ценностей, их динамики
  • Знает основные современные подходы к изучению менеджмента и управления
  • Знает основные тенденции в трансформации государств и их функций
  • Знает основные тренды и паттерны социальных трансформаций в России на основе сравнительных социологических проектов
  • Знает основные этапы и процессы менеджмента в организации
Course Contents

Course Contents

  • Установочная встреча
  • Глобальные тренды изменения ценностей
  • Идеологическая трансформация России 1981—2017
  • Материальные и нематериальные факторы субъективного благополучия в обществе
  • Откуда берётся и как устроено современное государство?
  • Как изменяется государство?
  • Как определить государство и как его изучать?
  • Менеджмент в организациях
  • Введение в теорию управления
  • Государственное управление
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Блок "Социология"
    2 элемента контроля по блоку социология - работа в аудитории и письменная работа. Работа сдается в течение недели после итогового семинара блока. При наличии подтверждающих медицинских документов работу можно сдать позже установленного срока; необходимо договориться об этом с преподавателем итогового семинара как можно раньше. Примеры тем для письменной работы: Каковы нематериальные факторы субъективного благополучия в обществе? Как связаны компьютеризация труда и социальное неравенство? Каковы основные причины изменения ценностей в посткоммунистических странах Европы сегодня?
  • non-blocking Блок "Государственное управление"
    Общая оценка за три занятия будет считаться как среднее арифметическое из оценок по трём темам.
  • non-blocking Блок "Политология"
    Оценка по блоку "Политология" выставляется как среднее значение (округление арифметическое) за три занятия блока. 1 занятие - участие в семинаре, 2 и 3 занятие - участие в семинаре (0,5) и задание (0,5)
  • non-blocking Экзамен
    Проводится в формате теста по материалам дисциплины: 20 закрытых вопросов и 5 открытых вопросов. Продолжительность - два академических часа.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 4th module
    0.25 * Блок "Политология" + 0.25 * Блок "Государственное управление" + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Блок "Социология"
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Foa, R. S., Inglehart, R., Ponarin, E., & Karabchuk, T. (2018). Set-Point Theory and Societal Collapse: The Case of Russia. Journal of Happiness Studies, 19(6), 1639–1656. https://doi.org/10.1007/s10902-017-9888-4
  • MANN, M. (2007). The Autonomous Power of the State: its Origins, Mechanisms, and Results ; El poder autónomo del estado: sus orígenes, mecanismos y resultados. Relaciones Internacionales; Núm. 5 (2007): Sociología Histórica y Relaciones Internacionales; 1-43 ; Relaciones Internacionales; No. 5 (2007): Historical Sociology and International Relations.
  • Sokolov, B., Inglehart, R. F., Ponarin, E., Vartanova, I., & Zimmerman, W. (2018). Disillusionment and Anti-Americanism in Russia: From Pro-American to Anti-American Attitudes, 1993–2009. International Studies Quarterly, 62(3), 534–547. https://doi.org/10.1093/isq/sqy013
  • Tilly, C. (2007). Democracy. Cambridge University Press.
  • Асемоглу Д. Экономические истоки диктатуры и демократии / Д. Асемоглу. - Москва : ВШЭ, 2015. - 240 с. - ISBN 978-5-7598-0825-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362062/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Инглхарт, Р., & Вельцель, К. (2011). Развитие и демократия: что мы знаем о модернизации.
  • Камалов Э. А., & Понарин Э. Д. (n.d.). Национальная Гордость И Субъективное Благополучие Россиян.

Recommended Additional Bibliography

  • Almond, G. A. (1988). The Return to the State. American Political Science Review, 3, 853.
  • Barbara Geddes. (1994). Politician’s Dilemma : Building State Capacity in Latin America. University of California Press.