Неожиданные озарения и «взрывы мозга»: как проходит изучение курса Literature: Traditions and Modernity
Старт нового курса — это всегда эксперимент и для преподавателей, и для студентов. Первокурсники программы «Тексты, языки и цифровые инструменты» изучают дисциплину «Литература: традиции и современность» на английском языке в течение двух модулей. Мы поговорили с педагогами и студентами о первых впечатлениях от курса, самых ярких книгах и о том, как литература влияет на восприятие мира.

Цель курса — сформировать у студентов целостное видение литературного процесса, изучая разные временные эпохи: от античности до модернизма. Дисциплину ведут два преподавателя. В первом модуле студенты изучали блок «Традиционная литература» вместе с Иваном Авраменко. Во втором модуле к преподаванию приступила Наталья Никитина, которая рассказывает о современной литературе.
Ожидания vs Реальность
Преподаватели сознательно подняли планку, чтобы сильным студентам было куда расти.
доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Реальность, как это обычно и бывает, оказалась богаче ожиданий. Я знал, что к нам на образовательную программу «Тексты, языки и цифровые инструменты» поступили чрезвычайно сильные студенты, лучшие из лучших. Поэтому не хотелось, чтобы они пришли к нам учиться и оказалось бы, что тут всё просто и знакомо. Мы сознательно подняли планку повыше, чтобы студентам было куда расти.
Тут уже начинаются индивидуальные истории. Для некоторых какие-то вещи всё равно были знакомыми и не вызывали трудностей, другим пришлось не постепенно «расти», а настойчиво «прыгать», чтобы достичь желаемого уровня. Там, где мои личные ожидания оправдывались, ничего интересного: ребята понимают, что такое художественный конфликт, знают разницу между сюжетом и фабулой, уже читали того или иного древнегреческого автора — окей, это нормально, так и должно быть. Веселее, когда ожидания не оправдывались, причём в обе стороны. Мне кажется очевидным, о чём этот монолог Гамлета или в чём состоит основной конфликт классицизма, а для некоторых учащихся это оказалось чем-то неизведанным. С другой стороны, не ожидал, что у студентов будет довольно глубокое понимание, что такое миф или символ.
Наталья Никитина, доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, предполагает, что курс станет возможностью понять, изменился ли современный студент-читатель.
доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Именно потому, что курс читается впервые, кроме того, лично я давно не преподавала литературу, мне очень интересно узнать, изменились ли студенты и их отношение к литературе за прошедшее время. Я понимаю, что степень погружённости и каналы получения информации существенно трансформировались даже за пять лет. Интересно, как это повлияло на читателя. Я ожидаю большей погружённости современного читателя в текст и более личного отношения к прочитанному, поскольку сейчас выбор возможных текстов расширяется буквально с каждым днём.
Что осталось в головах и сердцах? Смотрим на книги глазами студентов
Студенты отмечают, что работа с текстами на семинарах открыла для них новые грани знакомых произведений.
Полина Соловьёва, студентка первого курса программы «Тексты, языки и цифровые инструменты» о пьесе Корнеля «Сид»: «Было безумно интересно наблюдать за развитием конфликта долга и любви. Развитие центрального конфликта буквально взрывало мозг, наверное, поэтому эта книга запомнилась мне больше всего».
Александра Заикина, студентка первого курса программы «Тексты, языки и цифровые инструменты»: «"Кандид, или Оптимизм" Вольтера — произведение, от которого отходишь ещё пару дней: есть о чём подумать».
Абсолютным фаворитом по накалу страстей и сложности анализа стал «Гамлет» Шекспира.
Полина Соловьёва
Сложность разбора личности главного героя представляет наибольший интерес. Справедливо отметить, что в разборе этой пьесы помог именно семинар, который по полочкам разложил всё, что при самостоятельном анализе вызвало затруднения.
Александра Заикина
Я отчётливо помню, как меня впечатлило то, что все второстепенные герои пьесы, с которыми Гамлет не в конфликте, — это разные грани его самого. Эдакий шекспировский power ranger.
Зачем всё это? Главные цели курса
Преподаватели смотрят дальше экзаменов. Их цель — изменить сам способ восприятия литературы.
Основной целью было то, о чём мы говорили в начале — сформировать у студентов целостное видение литературного процесса. Говоря менее формально, я хочу, чтобы было больше читателей, которые видят литературу не просто как книги, которые пишут сейчас, или как набор книг из настоящего и прошлого, но чтобы они понимали, что сегодняшняя литература — это видимый глазу культурный слой, который сформировался поверх предыдущих слоёв, залежей полезных ископаемых и тектонических плит. Какие-то из этих прежних вещей окаменели, другие хранятся в музеях, но они всё ещё существуют и являются частью нашего настоящего опыта. С ними интересно взаимодействовать, они могут неожиданным образом оказаться современными и срезонировать с сегодняшними проблемами и открытиями.
Моя главная цель — показать преемственность литературного и культурного процесса, что темы и идеи не возникают сами по себе, а обусловлены сложными и многочисленными явлениями, происходящими одновременно или происходившими до них. Это поможет студентам всегда видеть текст в перспективе и понимать, что, сменив перспективу, можно увидеть его в совершенно другом свете. Моя личная цель — получить удовольствие. Я люблю литературную дискуссию.
Когда литература выходит за стены аудитории
Формирующее влияние литературы сложно увидеть прямо на занятиях, но его можно почувствовать после.
Мне кажется, формирующее влияние литературы нельзя увидеть на занятиях. Вместе с тем я верю, что увидеть, как литература меняет нашу реальность можно после лекций и семинаров. Когда знания о литературе становятся частью твоего личного опыта, а не заученными фактами. Когда ты умеешь видеть литературу в её живом развитии и преемственности, тогда ты начинаешь видеть её как один из факторов, организующих наше существование. И тогда, выходя из класса в «большой мир», ты замечаешь, насколько поведение людей подвержено знакомым им сюжетным шаблонам и образам персонажей, как та или иная книга может повлиять на принятие решений, как появление нового произведения формирует социальную повестку.
Мне бы хотелось, чтобы студенты поняли, что в определённые периоды времени литература не только отражала, но и формировала мир человека. И это происходило и в эпоху романтизма, и в эпоху модернизма, и так далее. В связи с этим важно понятие литературного героя, его отношения с автором и читателем, а также понятие текста и контекста и их взаимодействия. Надеюсь, мы сможем на занятиях убедиться в диалогичности, интерактивности литературного произведения, его способности вызывать отклик.
Впереди у студентов — финальные проекты, где они будут проводить сравнительный анализ произведений из разных эпох. Это та самая точка, где теория встречается с практикой, а классика — с современным взглядом. И главные открытия, возможно, ещё впереди.
Текст: Леся Ситникова, студентка первого курса программы «Тексты, языки и цифровые инструменты»
Редактор: Полина Климашева, студентка первого курса программы «Тексты, языки и цифровые инструменты»

