Как совмещать работу в социологической лаборатории и стажировку? Рассказывает магистрантка
Анастасия Петрова учится на первом курсе магистратуры «Современный социальный анализ». Она работает стажёром-исследователем в лаборатории «Социология образования и науки» и стажируется в «Газпром нефти». Студентка рассказывает о приобретённых навыках и работе в лаборатории.
— Как вы попали в лабораторию «Социология образования и науки»?
— Всё началось на втором курсе, когда я выбрала проект «Здоровье и рисковое поведение подростков». Я сама считала себя рисковым подростком и решила посмотреть на других таких ребят. У меня не было намерения что-то изучать, мне просто было прикольно.
Потом узнала, что лаборатория организовывает экспедицию в Калужскую область. Чтобы попасть туда, нужно было написать мотивационное письмо, а у меня с этим проблемы. Мне его вся семья помогала писать, потому что я тогда думала — когда я ещё поеду в город Кондрово Калужской области. Я знала, что будет хорошая команда и что сама лаборатория — крутая. В итоге я съездила в экспедицию, мы там усердно работали. И после этого мне в августе написали из лаборатории и предложили пойти на позицию стажёра-исследователя. С тех пор я уже второй год работаю стажером-исследователем в СЛОНе.
— Какие задачи вы выполняете в лаборатории?
— Я участвовала в большом проекте по опросам и интервью о рисковых практиках у студентов колледжей. Я опрашивала родителей учеников петербургских школ, а ещё первоклассников и второклассников.
Кроме того, я участвовала в небольшом проекте по профориентации в Петербурге, а также в проекте по полиэтничным школам. В последнем мы брали интервью и проводили опрос с родителями, учителями и детьми-мигрантами в полиэтничных школах. Во всех этих проектах я проводила интервью, потом обрабатывала их и расшифровывала. Потом я работала с данными: сверяла анкеты и обрабатывала полученную информацию. В лаборатории мы часто участвуем в осмыслении и формулировании результатов исследований. Например, этим летом было никуда не поехать, поэтому собрать новые данные было невозможно. В итоге мы писали главу для книги о миграции.
Сейчас у нас стартовал новый большой проект совместно с JetBrains про особенности учебы студентов ОП «Экономика» в Вышке, так что мы снова вышли в поле!
— Какие навыки, которые вы получили во время учёбы, помогают вам во время работы в лаборатории?
— Я научилась брать интервью, обрабатывать данные и большой объем информации, писать осмысленные тексты. Также я стала более стрессоустойчивой и научилась работать в самых разных командах.
Кроме того, я получила приятный опыт общения со старшими коллегами, когда тебя воспринимают почти на равных. Понятное дело, у студента и преподавателя абсолютно разные статусы и компетенции, но здорово, когда тебя готовы выслушать и направить в нужную сторону.
— А может, есть обратная ситуация, когда какие-то навыки, полученные в лаборатории, пригодились на учебе?
— Наверное, навык академического письма. Всё-таки когда ты пишешь текст по учебе, он получается не совсем академическом. Работа в лаборатории помогает мне писать что-то читабельное на русском и английском языках.
— Как вы попали на стажировку в «Газпром нефть»?
— Я хотела как-то себя применить где-то помимо Питерской Вышки. Здесь я многое умею, но я понимаю, что в реальном мире исследованиями занимаются далеко не все. Я написала подруге, и она сказала, что у нее есть знакомый, который работает в «Газпром нефти». Я ему написала во «ВКонтакте», скинула ему своё резюме, и он предложил поработать. С октября я приступила к делу!
— Чем вы занимаетесь на стажировке?
— Я — практикантка в научно-техническом центре. Меня взяли в отдел, где нужен был именно специалист-социолог. Мы обрабатываем данные, полученные в ходе опросов. Но при этом от деятельности в лаборатории это довольно сильно отличается: в лаборатории мы в основном занимаемся мигрантами, родителями, школой. Это социология образования и науки, то есть, очень узкая сфера. В «Газпром нефти» мы исследуем менеджмент знаний. На стажировке я занимаюсь поиском литературы, составляю опросы, прописываю методологию исследования и методы анализа, собираю данные.
— Как вам удаётся совмещать работу и учёбу?
— В начале года мне всегда кажется, что у меня будет много свободного времени, поэтому я беру себе два проекта в Вышке, а в этом году я взяла еще и факультатив «Анализ данных в SAS». На учебу я трачу больше всего времени: все-таки я пошла в магистратуру не просто так, для меня учеба стоит на первом месте. В СЛОНе я провожу намного меньше времени, чем в прошлом году, потому что у нас все очные мероприятия закончились. Учёба занимает 50% моего времени, лаборатория — 30%, стажировка — 20% .
— Если думать о дальнейшем профессиональном развитии, какую дорогу вы бы выбрали?
— Не знаю, если честно. По поводу социологии – я пока думаю, что хочу попробовать что-то, связанное с анализом данных. Не обязательно в социологии, просто повезло, что социология — такая наука, которая может проникнуть во все сферы. Её можно применить практически везде, особенно в работе с людьми. Если я выберу академическую социологию, то буду расти дальше как учёный, который составляет опросы, иногда выезжает на интервью, пишет книжки. Сейчас я в меньшей степени вижу такой путь, но всё может быть.
— Какой совет вы можете дать другим студентам?
— Учиться тайм-менеджменту. То есть, не надо думать, что транскрибирование интервью займет два часа. Надо оценивать размер интервью и скорость печати. Кроме того, в магистратуре Питерской Вышки можно многое попробовать через различные проекты, учебные дисциплины и лаборатории. Не стоит считать себя недостаточно компетентным: все с чего-то начинали. Поэтому если хочется попробовать, надо просто начать, а дальше — как пойдет. А ещё важно выделять время на отдых. Если вы не будете отдыхать, то можете заболеть. Потом из-за этого сложнее всё успеть.
Текст подготовила Александра Петрова, студентка 2 курса программы «Современный социальный анализ»