• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

Стратегии университетов, стратегии выпускников: Выступление Михаила Филиппова

Какова нынешняя роль университетов? Как им удержать студентов в своем городе, и стоит ли этим вообще заниматься? Что стоит делать студентам, чтобы стать успешным в современном мире? На эти и многие другие вопросы ответил известный политолог, доцент Бингемтонского университета Михаил Филиппов.

Выступление Михаила состоялось в рамках пятой международной конференции «Образование и мировые города: новые технологии развития», на панельной дискуссии «Умные города» для глобального Юга: какова роль университетов?» (модератор – Ирина Бусыгина).

«Вольной редакции» это выступление показалось настолько своевременным и актуальным, что мы не смогли не поделиться им с читателями. 

Михаил Филиппов:

Я преподаю в университете, который устойчиво входит в первую сотню американских университетов. Он держится где-то на восьмидесятом - девяностом месте и даже немного улучшает свои позиции, хотя среди пятидесяти штатов войти в первую сотню – это  уже хорошо. За последние пятьдесят лет наш город потерял практически все, что было. Когда-то он был знаменит производством обуви и снабжал ею всю Америку, потом там были IBM и Boeing Corporation - две крупнейшие корпорации, которые обеспечивали высокооплачиваемой работой. Было много инженеров, ученых, все это ушло. А университет в это время делал все возможное, чтобы удержать фирмы в городе.

Сейчас у нас есть комиссия, членом которой я являюсь, отвечающая за социальную функцию: что бы еще сделать, чтобы хоть как-то привлечь бизнес в наш город? 

Естественно, первое желание студентов, после того, как они обучились, - уехать как можно быстрее, как можно дальше. Или в Нью-Йорк, или в Калифорнию, или еще куда-то. Мы задались вопросом, что можно сделать с этим, и ответ: может быть, ничего сделать и нельзя, может быть, ничего делать и не надо? Может быть, признать это как факт и встроиться в это?

Почему? Потому что современная глобальная экономика основана на производстве знаний и инноваций. Инновации – это самое выгодное, что вы можете производить, инновационные продукты – самые прибыльные. Если вы работаете на фирму, которая производит инновации, ваша зарплата будет в разы выше, чем у всех остальных. Однако большинство людей работает и будет работать, скорее всего, в сфере услуг и производстве традиционных товаров. Но проблема в том, что производительность труда там намного ниже, и если вы производите услуги, то ваша зарплата будет в разы ниже, чем у тех, кто работает на инновационные компании. Здравый смысл подсказывает, что университет может подготовить 10 процентов тех, кто будет работать в передовых компаниях, и 90 процентов тех, кто обречен работать в традиционном секторе и не может на многое претендовать.

А что происходит с инновационным сектором? Там проблема в том, что на самом деле мы там производим и продаем не знания, а продукты, на знании основанные. Университет может дать знания, как что-то изобрести. Проблема в том, как их внедрить, сделать из них товар, который будет первым и самым конкурентным? Кто создаст товар первым, тот получит много денег и глобальный рынок. Товар, основанный на знании, является scalable [масштабируемым] продуктом.

Например, вы произвели одну новую копию программного обеспечения, а все последующие копии вы берете и копируете, они для вас бесплатны. Прибыль, которую можно получить, беспредельна, но и риск громадный.

Самая большая проблема: никакой гарантии, что ваша компания станет производителем первого продукта, нет. Скорее всего, вы провалитесь. Наука подсказывает, что в такой ситуации единственный выход – уехать и быть рядом с теми, кто занят такой же рискованной деятельностью. Если рядом будет тысяча таких компаний, и они будут наблюдать за вами, они будут видеть вас, они буду понимать, что вы делаете что-то очень рискованное, что вы ночами не спали и работали, продукт провалился, но они возьмут вас на новую работу. Если Вы остались в Бирмингтоне, то ваша компания провалилась, а другой-то работы нет.

Здесь такая неизбежная логика концентрации тех, кто занят инновационной деятельностью. Где они сконцентрируются, предсказать невозможно, но они где-то сконцентрируются – в Москве, Казани или Петербурге. У студентов две задачи. Первая - попасть туда, где все остальные – такие, как они. Вторая  - быть лучшими, потому что инновационные компании берут только лучших.

Соответственно, мы как университет должны каким-то образом подготовить очень небольшую группу студентов, которые будут высоко востребованы, гарантированно уедут из Бирмингтона или из штата. Вот в этом наша функция. Это очень хорошо для американской экономики, все исследования вам это покажут. Наверное, это так же работает и для российской экономики. Но это очень плохо для города. Это плохо и для университета, которые ничего не получает, он только подготавливает. Можно ли с этим что-то сделать? Оказывается, почти ничего сделать не можем.

Что же нам делать тогда? Что делать тем, кто не лучший? Что делать студентам, ведь основная масса будет работать в традиционном секторе или секторе услуг, получая, в общем-то, традиционные доходы? Нужно найти свою нишу. Университет Бирмингтона, а я подозреваю, что и большинство вузов России, принципиально не сможет стать новым Гарвардом. Таким университетам остается найти свою какую-то позицию, где будет обеспечиваться высокий уровень подготовки и выдаваться своеобразный сертификат выпускникам. По этому сертификату лучшие будут искать работу в определенном месте, а остальные буду довольствоваться небольшой гарантированной зарплатой.

Последнее, где же место университета для города? Лучший вариант, что что наша комиссия смогла найти – это надежда на выпускников университета. Допустим, кто-то стал успешным, уехал из нашего города. Но, возможно, потом он вспомнит о том, что был здесь такой университет, и поможет нам, не деньгами, но какими-то контактами, которые помогут новым выпускникам, ищущим рынки сбыта, новую работу. Это единственный способ, который мы обнаружили, и поэтому мы фокусируемся на работе с выпускниками.