• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа в ответе за новых взрослых

Знаете ли вы, какими будут новые взрослые? На IV Конгрессе учителей общественных дисциплин «Общественные дисциплины: «Новые взрослые» ведущий эксперт Факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург профессор Олег Лебедев предложил обратить внимание на три особенности, которые в обозримой перспективе будут определять образовательную деятельность.

Школа в ответе за новых взрослых

Стремительно меняющийся мир

Первая особенность ситуации формирования новых взрослых достаточно известна, о ней достаточно часто говорят, –  это то, что школа должна готовить к будущему, о котором сама знает весьма немного. Изменения в современном мире происходят быстро и неожиданно, поэтому наперед сказать, каким будет мир даже через десять лет, дело достаточно сложное. В условиях быстро меняющегося и трудно прогнозируемого мира утрачивает свое значение школа «готовых ответов». Просто невозможно иметь банк готовых ответов на все случаи жизни. Возникает потребность в школе «собственных ответов». Но за этим стоят другие образовательные проблемы и другие способы обучения.

Взрослыми становятся позже

Вторая особенность современного поколения новых взрослых, о чем сейчас чаще стали говорить социологи, – это увеличение периода взросления. Привычные атрибуты взрослости начинают проявляться в более позднее время. Появляется слой взрослых людей, которые не хотят связывать себя какой-либо ответственностью. Это взрослые, которые, по сути, не стали взрослыми. Рождение ребенка, самостоятельный заработок, жизнь отдельно от родителей – это ряд признаков, свойственных взрослым людям. При этом более позднее взросление не считается специфическим явлением актуальным лишь для России, это международное явление. Дело в том, что в условиях обеспеченного общества люди могут позволить себе отказаться от принятия окончательных решений. У них расширяются возможности выбора и возможности пересмотра выбора.

Для педагогов здесь возникает проблема, связанная с понятием профориентационная работа, потому что в ситуации отсроченного решения начинает меняться и задача того, что мы называем обычной профессиональной ориентацией. Становится понятно, что в условиях  школы сделать определенный и окончательный выбор нельзя. Выбор может быть пересмотрен, отсрочен, само высшее образование уже имеет две ступени (бакалавриат и магистратура).

Как вывод, если школа должна готовить своих учащихся с собственным ответом на возникающие вопросы, то не всегда надо торопиться с ответами на эти вопросы. Не всегда они могут быть готовы для того, чтобы дать ответы на эти вопросы. Может быть, возникает даже вопрос о том, что акцент в условиях школьного образования уже не только и, может быть, не столько на профессиональный выбор, сколько на жизненное самоопределение, оценку себя, своих интересов, своих возможностей, того, что ты можешь сделать для других людей. Новый взрослый должен определить для себя, что и в какой сфере он будет делать для людей.

Очень разный уровень подготовки

Есть школы, в которых знание трех языков считается недостаточным, знание четырех – базовым, знание пяти языков – это повод для уважения. Но немало школьников с гораздо более скромными образовательными запросами и немало учеников, которые приходят в школу с оружием для расправы со сверстниками и учителями. Поколение очень пестрое. Тем не менее, при всей разнородности учащихся можно выделить одну значимую черту, с которой нельзя не считаться – новое поколение отличает совершенное неприятие методов принудительного обучения. И если говорить о том, что от школы «правильных ответов» нам надо перейти к школе «собственных ответов», не всегда надо торопиться к ответам, а надо стимулировать размышление, поиски собственного ответа. Школа не должна быть школой навязывания ответов. Это все-таки должны быть свои ответы в чем-то выстраданные, иногда проверенные личным опытом. Тогда новые взрослые будут способны формировать собственный взгляд на вещи.

К какому будущему готовит школа?

Здесь важно предварительно определиться с тем, какое будущее мы имеем в виду. Мы имеем в виду будущее, в котором будут жить ученики или будущее, которое будут создавать сами новые взрослые? Это несколько разные взгляды. Речь идет о будущем, которого учащиеся ждут, или о будущем, которое будет в реальности? Ожидаемое и реальное могут расходиться.

Перед конгрессом был проведен опрос более тысячи школьников. Участвовали школьники из многих регионов. Они отвечали на вопросы о том, как они представляют свое будущее. Все школьники понимают, что мир будет меняться, понимают необходимость этих изменений. Для них все время будет возникать ситуация выбора. Главной проблемой, которую им придется решать в школьные годы – это проблема выбора. Но, когда речь идет о выборе, они чаще всего говорят о выборе вуза, выборе профессии, выборе в сфере межличностных отношений, и реже всего речь идет о выборе гражданской позиции. Хотя с этой ситуацией они встретятся наверняка.

Можно предполагать, что вообще данное явление обусловлено таким ограниченным опытом решения взрослых проблем ребенком за годы учебы в школе.

А что могла бы сделать школа для расширения опыта решения взрослых проблем за годы учебы в школе?

Олег Лебедев предложил исходить из того, что главным результатом школьного образования является накопленный опыт самостоятельного решения познавательных, нравственных, коммуникативных, мировоззренческих, организационных проблем.