• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дело не в количестве, а в качестве

Качество высшего профессионального образования во многом зависит от уровня подготовки абитуриентов. Какие явления в сфере образования имеет смысл исследовать, для того чтобы выявить новые возможности для повышения уровня подготовки абитуриентов к высшему профессиональному образованию? На этот вопрос ответил ведущий эксперт Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру Олег Лебедев.

Совсем недавно Олег Лебедев, профессор Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, ведущий эксперт Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру отметил свой 85-й юбилей. 

Последние 30 лет Олег Лебедев занимает место признанного эксперта по вопросам образовательной политики, качества образования и проблем управления  в общем образовании в России. Мы воспользовались возможностью не только поздравить его с юбилеем, но и задать вопрос, который многих интересует.

– Качество высшего профессионального образования во многом зависит от уровня подготовки абитуриентов. Какие явления в сфере образования имеет смысл исследовать, для того чтобы выявить новые возможности для повышения уровня подготовки абитуриентов к высшему профессиональному образованию?

Лебедев Олег Ермолаевич

ведущий эксперт Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

 

– Наверное, сначала надо уточнить, что следует понимать под готовностью к обучению в системе высшего профессионального образования. Понятно, что она предполагает подготовленность к единому государственному экзамену, который «дает пропуск» в систему высшего профессионального образования. Но основные показатели готовности к обучению в высшей школе все же другие.  Можно выделить три таких показателя. Первый из них должен ответить на вопрос, для чего я собираюсь получить высшее образование, для решения каких социальных и личностных проблем.  

В советское время на этот вопрос отвечало государство, которое распределяло на работу выпускников вузов, исходя из своих потребностей. Сегодня на этот вопрос каждый отвечает сам. Для ответа на него надо ориентироваться в собственных интересах и возможностях, в изменениях, происходящих в мире профессий, в актуальных проблемах общественного развития.

Второй показатель – способность ориентироваться в современной системе профессионального образования, в частности, в возможностях дистантного обучения и построение индивидуальной образовательной программы, за реализацию которой отвечает сам обучающийся.

Третий показатель – готовность к условиям обучения в высшей школе, которые существенно отличаются от условий обучения в средней школе и предполагают гораздо более высокий уровень образовательной самостоятельности обучающихся.  Вероятно, можно выделить и другие показатели готовности к высшему профессиональному образованию. Выявление таких показателей является актуальной исследовательской задачей.

Не менее важно исследовать реальный уровень готовности выпускников средних школ к обучению в высшей школе. Центр довузовских проектов и программ изучал представления старшеклассников, обучающихся в разных регионах Российской Федерации, о своем вузовском будущем. Результаты исследования будут представлены на IV Конгрессе учителей общественных дисциплин, которая пройдет в марте 2018 года. Доминирующее мнение: «Обучение в вузе намного труднее и сложнее, чем в школе. Придется быть самостоятельным. В школе учителя следят за детьми, помогают и даже заботятся о них».

Приведенное исследование дает основание для вывода о том, что выпускники школы осознают необходимость освоения новых условий образовательной деятельности. Но готовность освоить такие условия может быть предметом специального исследования.

В связи с проблемой повышения подготовки выпускников средних школ к высшему профессиональному образованию возникает необходимость еще в одном направлении научно-исследовательской деятельности. В настоящее время подготовку к высшему профессиональному образованию осуществляют три образовательных  института: средняя школа, дома детского творчества и другие центры дополнительного образования, а также образовательные структуры, которые условно можно рассматривать как «третий сектор общего образования». Это различные курсы при вузах, олимпиады, которые проводят вузы, репетиторы, учебные центры неформального образования.

Нередко они лишь компенсируют недостатки школьного образования, но имело бы смысл исследовать потенциал «третьего сектора» и выяснить, какие задачи подготовки школьников к высшему профессиональному образованию, которые невозможно или крайне трудно решать в условиях школы, им вполне посильны. Необходимо изучение подготовки к высшему профессиональному образованию как целостной системы, в которой каждый из образовательных институтов выполняет свои функции.