Паспорт образовательной программы
42.03.05 Медиакоммуникации
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 зачётных единиц
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
2023/2024 учебный год
Медиа и городская среда
|
Профессиональные компетенции для специализации «Медиа и городская среда» |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
ПК-2 |
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа |
По видам деятельности | |
В проектной деятельности: | |
ПК-3 |
Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора |
В организационно-управленческой деятельности: | |
ПК-6 |
Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности |
В проектно-аналитической деятельности: | |
ПК-7 |
Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности |
В социально-организаторской деятельности: | |
ПК-10 |
Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов |
ПК-11 |
Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов
|
Медиа и локальные сообщества
Сегодня, когда местные (муниципальные, региональные) сообщества активно осваивают медиапространство, существует острая нехватка компетентных медиаспециалистов, которых будет готовить образовательная программа «Медиакоммуникации» в НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург. Они смогут наполнять печатные издания, сайты и группы в социальных сетях таких сообществ, создавать и развивать их медиапроекты на темы волонтёрства, благотворительности, экологии. Выпускники специализации смогут не только разобраться в существующей повестке и проблемах таких сообществ, но и помочь им в работе с контентом, аудиторией, монетизацией, а также сами организовать и координировать для различных гражданских проектов их корпоративные издания, сайты, группы в социальных сетях, мероприятия. Локальным сообществам зачастую остро необходим автор и создатель медийного продукта. Выпускники специализации получат следующие компетенции: знание основ работы с местными сообществами, умение использовать современные инструменты медиакоммуникации, умение создавать и модерировать сообщества, координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой.
|
Профессиональные компетенции для специализации «Медиа и локальные сообщества» |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
ПК-1 |
Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты |
ПК-2 |
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа |
По видам деятельности | |
В организационно-управленческой деятельности: | |
ПК-4 |
Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой |
В проектно-аналитической деятельности: | |
ПК-7 |
Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности |
В социально-организаторской деятельности: | |
ПК-9 |
Способен организовать медиасообщество и участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом |
ПК-10 |
Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов |
ПК-11 |
Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов
|
Медиатизация культуры
Культурные учреждения не всегда умеют создавать качественные и востребованные у аудитории медиапродукты. Выпускники специализации смогут не только помочь создавать такие продукты, но и сформировать концепцию того или иного фестиваля или выставки, организовать весь процесс подготовки – от оформления дизайн-кода до продвижения в социальных сетях уже проведённого события. Акцент будет сделан не на крупных и всем известных учреждениях культуры, а на музеях «второй волны», камерных театрах, «свободных художниках», чтобы включить их в общее медиапространство, предоставить им слово и аудиторию. Эти навыки пригодятся студентам и в области арт-критики в традиционных и новых медиа, так как они получат от приглашённых преподавателей из отрасли самую актуальную информацию о развитии классического и актуального искусства. Выпускники будут подготовлены к карьере в сфере медиакоммуникаций кино-, театрального, музыкального, музейного искусства (smm-отделы, кураторские, конкурсные и фестивальные события), смогут разрабатывать и проводить публичные презентации медиапроектов и проектов в сфере культуры.
|
Профессиональные компетенции для специализации «Медиатизация культуры» |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
ПК-1 |
Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты |
ПК-2 |
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа |
По видам деятельности | |
В проектной деятельности: | |
ПК-3 |
Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора |
В организационно-управленческой деятельности: | |
ПК-4 |
Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой |
ПК-6 |
Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности |
В проектно-аналитической деятельности: | |
ПК-7 |
Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности |
В социально-организаторской деятельности: | |
ПК-11 |
Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов |
2022/2023 учебный год
Медиа и городская среда
|
Профессиональные компетенции для специализации «Медиа и городская среда» |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
ПК-2 |
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа |
По видам деятельности | |
В проектной деятельности: | |
ПК-3 |
Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора |
В организационно-управленческой деятельности: | |
ПК-6 |
Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности |
В проектно-аналитической деятельности: | |
ПК-7 |
Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности |
В социально-организаторской деятельности: | |
ПК-10 |
Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов |
ПК-11 |
Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов
|
Медиа и локальные сообщества
Сегодня, когда местные (муниципальные, региональные) сообщества активно осваивают медиапространство, существует острая нехватка компетентных медиаспециалистов, которых будет готовить образовательная программа «Медиакоммуникации» в НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург. Они смогут наполнять печатные издания, сайты и группы в социальных сетях таких сообществ, создавать и развивать их медиапроекты на темы волонтёрства, благотворительности, экологии. Выпускники специализации смогут не только разобраться в существующей повестке и проблемах таких сообществ, но и помочь им в работе с контентом, аудиторией, монетизацией, а также сами организовать и координировать для различных гражданских проектов их корпоративные издания, сайты, группы в социальных сетях, мероприятия. Локальным сообществам зачастую остро необходим автор и создатель медийного продукта. Выпускники специализации получат следующие компетенции: знание основ работы с местными сообществами, умение использовать современные инструменты медиакоммуникации, умение создавать и модерировать сообщества, координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой.
|
Профессиональные компетенции для специализации «Медиа и локальные сообщества» |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
ПК-1 |
Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты |
ПК-2 |
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа |
По видам деятельности | |
В организационно-управленческой деятельности: | |
ПК-4 |
Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой |
В проектно-аналитической деятельности: | |
ПК-7 |
Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности |
В социально-организаторской деятельности: | |
ПК-9 |
Способен организовать медиасообщество и участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом |
ПК-10 |
Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов |
ПК-11 |
Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов |
Медиатизация культуры
Культурные учреждения не всегда умеют создавать качественные и востребованные у аудитории медиапродукты. Выпускники специализации смогут не только помочь создавать такие продукты, но и сформировать концепцию того или иного фестиваля или выставки, организовать весь процесс подготовки – от оформления дизайн-кода до продвижения в социальных сетях уже проведённого события. Акцент будет сделан не на крупных и всем известных учреждениях культуры, а на музеях «второй волны», камерных театрах, «свободных художниках», чтобы включить их в общее медиапространство, предоставить им слово и аудиторию. Эти навыки пригодятся студентам и в области арт-критики в традиционных и новых медиа, так как они получат от приглашённых преподавателей из отрасли самую актуальную информацию о развитии классического и актуального искусства. Выпускники будут подготовлены к карьере в сфере медиакоммуникаций кино-, театрального, музыкального, музейного искусства (smm-отделы, кураторские, конкурсные и фестивальные события), смогут разрабатывать и проводить публичные презентации медиапроектов и проектов в сфере культуры.
|
Профессиональные компетенции для специализации «Медиатизация культуры» |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
ПК-1 |
Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты |
ПК-2 |
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа |
По видам деятельности | |
В проектной деятельности: | |
ПК-3 |
Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора |
В организационно-управленческой деятельности: | |
ПК-4 |
Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой |
ПК-6 |
Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности |
В проектно-аналитической деятельности: | |
ПК-7 |
Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности |
В социально-организаторской деятельности: | |
ПК-11 |
Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов |
1. Программа построена на интеграции знаний и навыков из таких областей, как новые цифровые медиа и коммуникации в сфере экономики и бизнеса, государственных учреждений и некоммерческих организаций, культурных институций и локальных сообществ. На сегодняшний день наблюдается дефицит в специалистах, способных использовать все преимущества медиарельности XXI века для организации и развития многочисленных социальных, экономических, культурных, просветительских и международных проектов. Программа рассчитана на заполнение этой ниши.
2. Программа является дженералистской, что позволит развить у студентов компетенции, которые могут быть применены в самых разных областях. На рынке мало вакансий для авторов - больше предложений для организаторов медиапроцессов (редактор, продюсер, руководитель проекта, медиаменеджер). Индустрии требуются специалисты-универсалы, владеющие полным циклом медиапроизводства - от придумывания идеи и анализа аудитории до создания и распространения контента в различных жанрах и форматах (от постов в социальных сетях до мобильных приложений).
3. Обучающихся ждёт баланс между теорией и практикой. Общегуманитарные дисциплины (философия, история, социология, психология и др.) гармонично сочетаются с практикоориентированными занятиями, призванными научить их писать и редактировать тексты, записывать подкасты, снимать и монтировать видео - от небольших роликов до полноценных документальных фильмов, - создавать свои аудиогиды, мобильные приложения и реализовывать PR-стратегии. В рамках программы предусмотрены три специализации, позволяющие студенту выстроить собственный карьерный путь, исходя из полученных ранее навыков, из своих интересов и ожиданий и, главное, из запросов отрасли.
4. Программа ориентирована на активное вхождение в профессию уже на первом курсе. Привлечение в качестве партнёров и преподавателей профессионалов из различных областей позволит не просто подготовить студентов к работе в той или иной нише, но и пройти стажировку и устроиться на работу в ту организацию, которая уже перед студентами ставит задачи и курирует её выполнение. На это нацелена активная проектная групповая работа на протяжении всех четырёх лет обучения. Функциональная и технологическая сложность проектов увеличивается по нарастающей: на первом курсе студенты могут наполнять текстами и визуальным аудиовизуальным контентом сообщества в социальных сетях, на 3 и 4 курсах их работой может уже стать проведение событий или организация собственного медиа-стартапа. Основной блок партнёров составляют активные в медиасфере государственные учреждения, частные компании, некоммерческие организации и культурные институции - театры, музеи, креативные пространства, благотворительные фонды и т.д. Их опыт может пригодиться студентам, а лучшие проекты обучающихся смогут быть реализованы на площадках и платформах наших партнёров.
5. Программа имеет региональный, межрегиональный и международный компоненты. Партнёрами выступают не только крупные медиаигроки Санкт-Петербурга, но и активно развивающиеся СМИ, медиасообщества и учреждения медиаобразования из регионов (в качестве мест для прохождения студентами практики) и стран ближнего и дальнего зарубежья (Индия, Мексика и др.). Перечисленные особенности должны стать конкурентным преимуществом перед другими подобными программами города и страны, поскольку на профильном рынке имеется дефицит таких программ с прикладным уклоном.
Сегодня в России и за рубежом требуются универсальные медиаспециалисты, способные придумывать концепции медиапроектов, анализировать потребности аудитории, вести социальные сети, создавать и продвигать востребованный контент, проводить PR-компании и ивенты, организовывать медиапроизводство и реализовывать собственные проекты. Такого рода специалисты нужны государственным институциям, бизнесу, НКО, учреждениям культуры и науки и различным локальным сообществам. Все эти и подобные отрасли не могут обходиться без присутствия в медиамире и остро нуждаются в профессионалах, которые бы смогли порой узкие темы вывести в широкую медиаповестку с применением навыков медиакоммуникации. Этими тематическими нишами обусловлены следующие карьерные специализации: «Глобальные и локальные медиа», «Деловые медиа и бизнес-коммуникации» и «Медиатизация культуры».
|
Профессиональные компетенции программы |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
ПК-1 |
Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты |
ПК-2 |
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа |
По видам деятельности | |
В проектной деятельности: | |
ПК-3 |
Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора |
В организационно-управленческой деятельности: | |
ПК-4 |
Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой |
ПК-5 |
Способен вырабатывать управленческие решения организаций сферы медиа |
ПК-6 |
Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности |
В проектно-аналитической деятельности: | |
ПК-7 |
Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности |
В редакторской деятельности: | |
ПК-8 |
Способен обрабатывать тексты с целью подготовки их к публикации и приведения в соответствие с нормами, стандартами, жанрами, форматами и стилями конкретных медиа и сообразно запросам аудитории |
В социально-организаторской деятельности: | |
ПК-9 |
Способен организовать медиасообщество и участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом |
ПК-10 |
Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов |
ПК-11 |
Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов |
В первый год обучения студенты приобретают базовые навыки и посещают общие дисциплины, во второй и последующие годы получают углублённые знания в рамках выбранной специализации, что подразумевает изучение дисциплин и практический компонент, который следует принципу Learning by doing и реализуется в виде проектов, проектно-исследовательского семинара и практики, нацеленных на приобретение студентами опыта работы в конкретных сферах индустрии.
Дисциплины общего цикла преподаются в начале обучения и предназначены для формирования общей базы знаний. Студентам будет предложено изучить Экономику, Историю России, Правовую грамотность, Безопасность жизнедеятельности, Физическую культуру.
В базовый профессиональный (major) и вариативный профессиональный (major) модули включены общие курсы, которые требуются студентам независимо от дальнейшего выбора специализации. Вводные курсы по основным направлениям медиакоммуникации дают базовые навыки и служат первой ступенью для формирования индивидуальной траектории обучения студента:
● Проектный семинар «Технологии производства и продюсирования аудио- и мультимедийного контента»
● Основы фотосъёмки и графического дизайна
● Основы полиграфического и веб-дизайна
● Научно-исследовательский семинар (НИС)
● Ключевые тексты мировой культуры
● Психология в коммуникациях и медиа
● Медиумы визуальной культуры
● Event-менеджмент
● Медиаэтика
● Медиакарта мира
Ряд дисциплин будет преподаваться в межкампусном формате:
● История и теория медиа
● Правовое регулирование медиа
● Медиаэкономика
На уровне дисциплин по выбору формируются три образовательные специализации: «Глобальные и локальные медиа», «Деловые медиа и бизнес-коммуникации», «Медиатизация культуры».
Курсы специализации «Глобальные и локальные медиа»:
1. Локальные медиа
2. Медиаидентичность: профессиональные стандарты
3. Lifestyle-медиа в эпоху Web 2.0
3. Гражданские медиа и права человека
4. Гражданские медиа, НКО и права человека
5 Why we post: антропология социальных медиа
6. Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты
Курсы специализации «Деловые медиа и бизнес-коммуникации»:
1. Деловые медиа в эпоху цифровизации
2. Медиапозиционирование бизнеса: внутренние и внешние коммуникации
3. Брендинг в деловых коммуникациях
4. Бизнес-модели в медиа
5. Урбанизм и медиа
6. Медиатизация малого бизнеса
Курсы специализации «Медиатизация культуры»:
1. Арт-критика
2. Кино и трансмедийный сторителлинг
3. Медиа и современная fashion-индустрия
4. Современный музей: кураторские исследования и выставочные стратегии
5. Медиа и современная книжная индустрия
6. Коммуникационные стратегии в сфере культуры
Модуль «Практика» представлен тремя видами практик: профессиональная, проектная, научно-исследовательская. Студентам предоставляется возможность применить на практике полученные навыки и знания и приобрести реальный опыт. Для работы планируется использовать технические возможности Медиакомплекса петербургского кампуса.
К виду профессиональные практики в учебном плане относятся учебная и производственная практики. В зависимости от выбранной специализации студенты будут проходить практику в профильных компаниях, редакциях, музеях, театрах, библиотеках или общественных организациях, при этом место практики может быть выбрать сам студент, если он уже во время практики хочет попробовать свои силы в определённом регионе страны. Цель практики — получение конкретных компетенций, связанных с выбранной специализацией, создание рабочих контактов для дальнейшего трудоустройства.
К проектному виду практики относится проект, который предполагает групповую работу под руководством преподавателей или представителей отрасли для решения реальной прикладной задачи. Результатом проекта может стать мероприятие или медиапроект (сайт, лонгрид, сообщество, блог или канал в социальных сетях). Предваряет работу студентов над проектами проектный семинар.
К научно-исследовательскому виду практики относятся междисциплинарная курсовая работа и подготовка выпускной квалификационной работы, которые могут быть как индивидуальными, так и в групповыми.
Студенты смогут самостоятельно выбрать специализацию или принять участие в собеседовании на ту или иную специализацию, представив своё портфолио и план медиапроекта на тему, соответствующую выбранной специализации.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин