• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

42.03.05 Медиакоммуникации

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета №11 от 29.09.2021 г.
Дата обновления паспорта
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 зачётных единиц

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Специализации

2022/2023 учебный год

Медиа и городская среда

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Медиа и локальные сообщества

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Медиатизация культуры

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Траектория свободного выбора

Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Конкурентные преимущества программы

1. Программа построена на интеграции знаний и навыков из двух областей: медиакоммуникации и гражданское общество. На сегодняшний день не хватает специалистов, способных использовать все преимущества медиамира для организации и развития многочисленных социальных, культурных и просветительских проектов. Программа рассчитана на заполнение этой ниши. 

2. Программа является дженералистской, что позволит развить у студентов компетенции, которые могут быть применены в широком спектре сфер. На рынке мало вакансий для авторов, больше предложений для организаторов медиапроцессов (редактор, продюсер, руководитель проекта). В рамках программы предусмотрены четыре специализации, в том числе  траектория свободного выбора, позволяющие студенту выстроить собственный карьерный путь, исходя из полученных ранее навыков, из своих интересов и ожиданий и, главное, из запросов отрасли. 

3. Программа ориентирована на активное вхождение в профессию уже на первом курсе. Привлечение в качестве партнёров и преподавателей профессионалов из различных тематических сфер позволит не просто подготовить студентов к работе в той или иной нише, но и пройти стажировку и устроиться на работу в ту организацию, которая уже перед студентами ставит задачи и курирует выполнение этой задачи. На это нацелена активная проектная групповая работа на протяжении всех четырёх лет обучения. Функциональная и технологическая сложность проектов увеличивается по нарастающей: на первом курсе студенты могут проектировать сообщества в социальных сетях, используя полученные на соответствующем курсе базовые навыки, на 3 и 4 курсах их работой может уже стать проведение событий, таких как, к примеру, межрегиональный фестиваль театров кукол. Основной блок партнёров составляют активные в медиасфере организации, социальные институты, фонды, музеи и театры, чей опыт может пригодиться студентам, а лучшие проекты обучающихся смогут быть реализованы на площадках и платформах этих партнёров.

4. Программа имеет региональный и межрегиональный компонент. Партнёрами выступают не только крупные медиаигроки Петербурга, но и активно развивающиеся СМИ и медиасообщества из регионов (в качестве мест для прохождения студентами практики). 

Перечисленные особенности должны стать конкурентным преимуществом перед другими подобными программами города и страны, поскольку на профильном рынке имеется дефицит таких программ с прикладным уклоном в сторону гражданского сектора.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Сегодня в России активно развивается сфера различных общественных проектов, затрагивающих самые разные области: волонтёрство, благотворительность, защита животных, экология, урбанистика, велосипедизация, благоустройство, краеведение, градозащитная деятельность, просвещение и культура. Все эти и подобные отрасли не могут обходиться без присутствия в медиамире и остро нуждаются в специалистах, которые бы смогли порой узкие темы вывести в широкую медиаповестку с применением навыков медиакоммуникации. Этими тематическими нишами обусловлены следующие карьерные специализации.

Специализация «Медиа и локальные сообщества»

Сегодня, когда местные (муниципальные, региональные) сообщества активно осваивают медиапространство, существует острая нехватка компетентных медиаспециалистов, которых будет готовить образовательная программа «Медиакоммуникации» в НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург. Они смогут наполнять печатные издания, сайты и группы в социальных сетях таких сообществ, создавать и развивать их медиапроекты на темы волонтёрства, благотворительности, экологии. Выпускники специализации смогут не только разобраться в существующей повестке и проблемах таких сообществ, но и помочь им в работе с контентом, аудиторией, монетизацией, а также сами организовать и координировать для различных гражданских проектов их корпоративные издания, сайты, группы в социальных сетях, мероприятия. Локальным сообществам зачастую остро необходим автор и создатель медийного продукта. Выпускники специализации получат следующие компетенции: знание основ работы с местными сообществами, умение использовать современные инструменты медиакоммуникации, умение создавать и модерировать сообщества, координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой.

Специализация «Медиа и городская среда»

Активное развитие среды малых и крупных российских городов, актуализация вопросов градозащиты и урбанистики не может быть осмыслено и понято без использования инструментов медиакоммуникации. Выпускники специализации будут знать тенденции развития современных зарубежных и отечественных мегаполисов, их туристического и краеведческого потенциала, особенности сохранения архитектурного наследия, продумывать медиастратегию новых общественных пространств и процесса благоустройства городских территорий. Проектная работа студентов позволит им включаться в программы партиципаторного бюджетирования, создания комфортной городской среды, развития экологических и транспортных инициатив. Выпускники специализации получат следующие компетенции: умение проектировать концепции городских медиапроектов и реализовывать их в качестве координатора, способность организовать участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом.

Специализация  «Медиатизация культуры»

Культурные учреждения не всегда умеют создавать качественные и востребованные у аудитории медиапродукты. Выпускники специализации смогут не только помочь создавать такие продукты, но и сформировать концепцию того или иного фестиваля или выставки, организовать весь процесс подготовки – от оформления дизайн-кода до продвижения в социальных сетях уже проведённого события. Акцент будет сделан не на крупных и всем известных учреждениях культуры, а на музеях «второй волны», камерных театрах, «свободных  художниках», чтобы включить их в общее медиапространство, предоставить им слово и аудиторию. Эти навыки пригодятся студентам и в области арт-критики в традиционных и новых медиа, так как они получат от приглашённых преподавателей из отрасли самую актуальную информацию о развитии классического и актуального искусства. Выпускники будут подготовлены к карьере в сфере медиакоммуникаций кино-, театрального, музыкального, музейного искусства (smm-отделы, кураторские, конкурсные и фестивальные события), смогут разрабатывать и проводить публичные презентации медиапроектов и проектов в сфере культуры.

Специализация «Траектория свободного выбора»

Вышеперечисленные три специализации тематически пересекаются: в городском пространстве локальные сообщества могут организовывать мероприятия в сфере искусства. Быть универсальным медиаспециалистом сразу во всех этих областях позволяет траектория свободного выбора. В её рамках студент получает возможность выбрать дисциплины сразу из трёх основных специализаций, если он не планирует сосредотачиваться на одной нише, а стать универсальным медиаспециалистом в области культуры, развития городской среды и локальных сообществ. В этом случае студент не будет погружаться в одну тему, будь то урбанистика или театр, а знать основные принципы медийного развития сразу трёх активно развивающихся в российском обществе тематических блоков. Выбравший такую специализацию сможет работать в средствах массовой информации и освещать широкую общественную повестку, быть редактором отделов культуры и городской политики.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) и профессиональные компетенции.

 

 

Профессиональные компетенции
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1 

Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты

ПК-2 

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и  личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа

По видам деятельности

В проектной деятельности:

ПК-3 

Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора   

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-4 

Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий  с внешней средой

ПК-5 

Способен вырабатывать управленческие решения организаций сферы медиа

ПК-6 

Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности

В проектно-аналитической деятельности:

ПК-7 

Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности

В редакторской деятельности:

ПК-8 

Способен обрабатывать тексты с целью подготовки их к публикации и  приведения в соответствие с нормами, стандартами, жанрами, форматами и стилями конкретных медиа и сообразно запросам аудитории

В социально-организаторской деятельности:

ПК-9 

Способен организовать медиасообщество и участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом

ПК-10 

Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов

ПК-11 

Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов

 

Характеристики образовательных модулей программы

В первый год обучения студенты приобретают базовые навыки и посещают общие дисциплины, во второй и последующие годы получают углублённые знания в рамках выбранной специализации, что подразумевает изучение дисциплин и практический компонент, который следует принципу Learning by doing и реализуется в виде проектов, проектно-исследовательского семинара и практики, нацеленных на приобретение студентами опыта работы в конкретных сферах индустрии.

Дисциплины общего цикла преподаются в начале обучения и предназначены для формирования общей базы знаний. Студентам будет предложено изучить Социологию, Историю, Правовую грамотность, Экономику, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культуру.

В базовый профессиональный (major) и вариативный профессиональный (major) модули включены общие курсы, которые требуются студентам независимо от дальнейшего выбора специализации. Вводные курсы по основным направлениям медиакоммуникации дают базовые навыки и служат первой ступенью для формирования индивидуальной траектории обучения студента:


●                Проектный семинар (базовые инструменты медиакоммуникации)

●                Дизайн в медиакоммуникациях

●                Ключевые тексты мировой культуры

●                Психология в коммуникациях и медиа

●                Основы маркетинга

 

Ряд дисциплин будет преподаваться в межкампусном формате, в том числе:

●                Исторяи и теория медиа

●                Медиа и социальные институты

●                Культурные и креативные индустрии 

●                Правовое и этическое регулирование медиа

●                Медиаменеджмент

●                Why we post: антропология социальных медиа 

●                Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации

●                Городское пространство и медиа 

 

На уровне дисциплин по выбору формируются четыре образовательные специализации: «Медиа и локальные сообщества», «Медиа и городская среда», «Медиатизация культуры» и «Траектория свободного выбора».  

 

Обязательные курсы специализации «Медиа и локальные сообщества»:

1.              Сетевые сообщества в современной медиасреде

2.              Медиаидентичность: профессиональные стандарты

3.              Гражданские медиа и права человека

4.              Гражданское общество и НКО

Вариативные курсы специализации:

1.              Городская политика

2.              Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации

 

Обязательные курсы специализации «Медиа и городская среда»:

1.              Городское пространство и медиа

2.              Тема туризма в медиа

3.              Цифровой город

4.              Городская политика

Вариативные курсы специализации:

1.              Цифровые культуры в умном городе

2.              Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации

 

Обязательные курсы специализации «Медиатизация культуры»:

1.              Арт-критика

2.              Музеи и цифровые культуры    

3.              Медиа и индустрия моды

4.              Медиа и современная книжная индустрия

Вариативные курсы специализации:

1.              Историческая тема в современной культуре

2.              Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации

 

Модуль «Практика» представлен тремя видами практик: профессиональная, проектная, научно-исследовательская. Студентам предоставляется возможность применить на практике полученные навыки и знания и приобрести реальный опыт. Для работы планируется использовать технические возможности Медиакомплекса петербургского кампуса.

К виду профессиональные практики в учебном плане относятся учебная и производственная практики. В зависимости от выбранной специализации студенты будут проходить практику в профильных компаниях, редакциях, музеях, театрах, библиотеках или общественных организациях, при этом место практики может быть выбрать сам студент, если он уже во время практики хочет попробовать свои силы в определённом регионе страны. Цель практики — получение конкретных компетенций, связанных с выбранной специализацией, создание рабочих контактов для дальнейшего трудоустройства.

К проектному виду практики относится проект, который предполагает групповую работу под руководством преподавателей или представителей отрасли для решения реальной прикладной задачи. Результатом проекта может стать мероприятие или медиапроект (сайт, лонгрид, сообщество, блог или канал в социальных сетях). Предваряет работу студентов над проектами проектный семинар.

К научно-исследовательскому виду практики относятся междисциплинарная курсовая работа и подготовка выпускной квалификационной работы, которые могут быть как индивидуальными, так и в групповыми.

Information Circle
Информация о возможностях и способах выбора (распределения) по специализациям/траекториям

Студенты смогут принять участие в собеседовании на ту или иную специализацию, представив своё портфолио и план медиапроекта на тему, соответствующую выбранной специализации.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Медиакоммуникации»

Перейти к содержанию программы