• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

42.03.05 Media Communications

Approved by
Протокол заседания ученого совета №11 от 29.09.2021 г.
Last Update
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 зачётных единиц

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2024/2025 Academic year

Business Media and Communications

Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Global and Local Media

Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Mediatization of Culture

Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

2023/2024 Academic year

Media and Urban Environment

Track Supervisor: Korolev, Yegor
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:
Активное развитие среды малых и крупных российских городов, актуализация вопросов градозащиты и урбанистики не может быть осмыслено и понято без использования инструментов медиакоммуникации. Выпускники специализации будут знать тенденции развития современных зарубежных и отечественных мегаполисов, их туристического и краеведческого потенциала, особенности сохранения архитектурного наследия, продумывать медиастратегию новых общественных пространств и процесса благоустройства городских территорий. Проектная работа студентов позволит им включаться в программы партиципаторного бюджетирования, создания комфортной городской среды, развития экологических и транспортных инициатив. Выпускники специализации получат следующие компетенции: умение проектировать концепции городских медиапроектов и реализовывать их в качестве координатора, способность организовать участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом.

 

Профессиональные компетенции для специализации «Медиа и городская среда»
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-2 

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и  личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа

По видам деятельности

В проектной деятельности:

ПК-3 

Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора   

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-6 

Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности

В проектно-аналитической деятельности:

ПК-7 

Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности

В социально-организаторской деятельности:

ПК-10 

Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов

ПК-11 

Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов

 

 

Media and Local Communities

Track Supervisor: Tyurkin, Mikhail
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:

Сегодня, когда местные (муниципальные, региональные) сообщества активно осваивают медиапространство, существует острая нехватка компетентных медиаспециалистов, которых будет готовить образовательная программа «Медиакоммуникации» в НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург. Они смогут наполнять печатные издания, сайты и группы в социальных сетях таких сообществ, создавать и развивать их медиапроекты на темы волонтёрства, благотворительности, экологии. Выпускники специализации смогут не только разобраться в существующей повестке и проблемах таких сообществ, но и помочь им в работе с контентом, аудиторией, монетизацией, а также сами организовать и координировать для различных гражданских проектов их корпоративные издания, сайты, группы в социальных сетях, мероприятия. Локальным сообществам зачастую остро необходим автор и создатель медийного продукта. Выпускники специализации получат следующие компетенции: знание основ работы с местными сообществами, умение использовать современные инструменты медиакоммуникации, умение создавать и модерировать сообщества, координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой.

 

 

Профессиональные компетенции для специализации «Медиа и локальные сообщества»
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1 

Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты

ПК-2 

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и  личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа

По видам деятельности

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-4 

Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий  с внешней средой

В проектно-аналитической деятельности:

ПК-7 

Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности

В социально-организаторской деятельности:

ПК-9 

Способен организовать медиасообщество и участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом

ПК-10 

Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов

ПК-11 

Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов

 

Mediatization of Culture

Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:

Культурные учреждения не всегда умеют создавать качественные и востребованные у аудитории медиапродукты. Выпускники специализации смогут не только помочь создавать такие продукты, но и сформировать концепцию того или иного фестиваля или выставки, организовать весь процесс подготовки – от оформления дизайн-кода до продвижения в социальных сетях уже проведённого события. Акцент будет сделан не на крупных и всем известных учреждениях культуры, а на музеях «второй волны», камерных театрах, «свободных  художниках», чтобы включить их в общее медиапространство, предоставить им слово и аудиторию. Эти навыки пригодятся студентам и в области арт-критики в традиционных и новых медиа, так как они получат от приглашённых преподавателей из отрасли самую актуальную информацию о развитии классического и актуального искусства. Выпускники будут подготовлены к карьере в сфере медиакоммуникаций кино-, театрального, музыкального, музейного искусства (smm-отделы, кураторские, конкурсные и фестивальные события), смогут разрабатывать и проводить публичные презентации медиапроектов и проектов в сфере культуры.

 

 

Профессиональные компетенции для специализации «Медиатизация культуры»
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1 

Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты

ПК-2 

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и  личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа

По видам деятельности

В проектной деятельности:

ПК-3 

Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора   

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-4 

Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий  с внешней средой

ПК-6 

Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности

В проектно-аналитической деятельности:

ПК-7 

Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности

В социально-организаторской деятельности:

ПК-11 

Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов

2022/2023 Academic year

Media and Urban Environment

Track Supervisor: Tyurkin, Mikhail
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:
Активное развитие среды малых и крупных российских городов, актуализация вопросов градозащиты и урбанистики не может быть осмыслено и понято без использования инструментов медиакоммуникации. Выпускники специализации будут знать тенденции развития современных зарубежных и отечественных мегаполисов, их туристического и краеведческого потенциала, особенности сохранения архитектурного наследия, продумывать медиастратегию новых общественных пространств и процесса благоустройства городских территорий. Проектная работа студентов позволит им включаться в программы партиципаторного бюджетирования, создания комфортной городской среды, развития экологических и транспортных инициатив. Выпускники специализации получат следующие компетенции: умение проектировать концепции городских медиапроектов и реализовывать их в качестве координатора, способность организовать участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом.

 

Профессиональные компетенции для специализации «Медиа и городская среда»
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-2 

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и  личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа

По видам деятельности

В проектной деятельности:

ПК-3 

Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора   

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-6 

Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности

В проектно-аналитической деятельности:

ПК-7 

Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности

В социально-организаторской деятельности:

ПК-10 

Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов

ПК-11 

Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов

 

Media and Local Communities

Track Supervisor: Tyurkin, Mikhail
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:

Сегодня, когда местные (муниципальные, региональные) сообщества активно осваивают медиапространство, существует острая нехватка компетентных медиаспециалистов, которых будет готовить образовательная программа «Медиакоммуникации» в НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург. Они смогут наполнять печатные издания, сайты и группы в социальных сетях таких сообществ, создавать и развивать их медиапроекты на темы волонтёрства, благотворительности, экологии. Выпускники специализации смогут не только разобраться в существующей повестке и проблемах таких сообществ, но и помочь им в работе с контентом, аудиторией, монетизацией, а также сами организовать и координировать для различных гражданских проектов их корпоративные издания, сайты, группы в социальных сетях, мероприятия. Локальным сообществам зачастую остро необходим автор и создатель медийного продукта. Выпускники специализации получат следующие компетенции: знание основ работы с местными сообществами, умение использовать современные инструменты медиакоммуникации, умение создавать и модерировать сообщества, координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой.

 

 

Профессиональные компетенции для специализации «Медиа и локальные сообщества»
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1 

Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты

ПК-2 

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и  личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа

По видам деятельности

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-4 

Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий  с внешней средой

В проектно-аналитической деятельности:

ПК-7 

Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности

В социально-организаторской деятельности:

ПК-9 

Способен организовать медиасообщество и участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом

ПК-10 

Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов

ПК-11 

Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов

Mediatization of Culture

Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:

Культурные учреждения не всегда умеют создавать качественные и востребованные у аудитории медиапродукты. Выпускники специализации смогут не только помочь создавать такие продукты, но и сформировать концепцию того или иного фестиваля или выставки, организовать весь процесс подготовки – от оформления дизайн-кода до продвижения в социальных сетях уже проведённого события. Акцент будет сделан не на крупных и всем известных учреждениях культуры, а на музеях «второй волны», камерных театрах, «свободных  художниках», чтобы включить их в общее медиапространство, предоставить им слово и аудиторию. Эти навыки пригодятся студентам и в области арт-критики в традиционных и новых медиа, так как они получат от приглашённых преподавателей из отрасли самую актуальную информацию о развитии классического и актуального искусства. Выпускники будут подготовлены к карьере в сфере медиакоммуникаций кино-, театрального, музыкального, музейного искусства (smm-отделы, кураторские, конкурсные и фестивальные события), смогут разрабатывать и проводить публичные презентации медиапроектов и проектов в сфере культуры.

 

 

Профессиональные компетенции для специализации «Медиатизация культуры»
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1 

Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты

ПК-2 

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и  личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа

По видам деятельности

В проектной деятельности:

ПК-3 

Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора   

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-4 

Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий  с внешней средой

ПК-6 

Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности

В проектно-аналитической деятельности:

ПК-7 

Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности

В социально-организаторской деятельности:

ПК-11 

Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов

 

Competitive Advantages

1. Программа построена на интеграции знаний и навыков из двух областей: медиакоммуникации и гражданское общество. На сегодняшний день не хватает специалистов, способных использовать все преимущества медиамира для организации и развития многочисленных социальных, культурных и просветительских проектов. Программа рассчитана на заполнение этой ниши. 

2. Программа является дженералистской, что позволит развить у студентов компетенции, которые могут быть применены в широком спектре сфер. На рынке мало вакансий для авторов, больше предложений для организаторов медиапроцессов (редактор, продюсер, руководитель проекта). В рамках программы предусмотрены три специализации, позволяющие студенту выстроить собственный карьерный путь, исходя из полученных ранее навыков, из своих интересов и ожиданий и, главное, из запросов отрасли. 

3. Программа ориентирована на активное вхождение в профессию уже на первом курсе. Привлечение в качестве партнёров и преподавателей профессионалов из различных тематических сфер позволит не просто подготовить студентов к работе в той или иной нише, но и пройти стажировку и устроиться на работу в ту организацию, которая уже перед студентами ставит задачи и курирует выполнение этой задачи. На это нацелена активная проектная групповая работа на протяжении всех четырёх лет обучения. Функциональная и технологическая сложность проектов увеличивается по нарастающей: на первом курсе студенты могут наполнять текстами сообщества в социальных сетях, на 3 и 4 курсах их работой может уже стать проведение событий, таких как, к примеру, межрегиональный фестиваль театров кукол. Основной блок партнёров составляют активные в медиасфере организации, социальные институты, фонды, музеи и театры, чей опыт может пригодиться студентам, а лучшие проекты обучающихся смогут быть реализованы на площадках и платформах этих партнёров.

4. Программа имеет региональный и межрегиональный компонент. Партнёрами выступают не только крупные медиаигроки Петербурга, но и активно развивающиеся СМИ и медиасообщества из регионов (в качестве мест для прохождения студентами практики). 

Перечисленные особенности должны стать конкурентным преимуществом перед другими подобными программами города и страны, поскольку на профильном рынке имеется дефицит таких программ с прикладным уклоном в сторону гражданского сектора.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Сегодня в России активно развивается сфера различных общественных проектов, затрагивающих самые разные области: волонтёрство, благотворительность, защита животных, экология, урбанистика, велосипедизация, благоустройство, краеведение, градозащитная деятельность, просвещение и культура. Все эти и подобные отрасли не могут обходиться без присутствия в медиамире и остро нуждаются в специалистах, которые бы смогли порой узкие темы вывести в широкую медиаповестку с применением навыков медиакоммуникации. Этими тематическими нишами обусловлены следующие карьерные специализации: «Медиа и локальные сообщества», «Медиа и городская среда» и «Медиатизация культуры».

 

Профессиональные компетенции программы
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1 

Способен создавать медиа, используя современные технические инструменты

ПК-2 

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и  личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе, связывать эти процессы с развитием медиа

По видам деятельности

В проектной деятельности:

ПК-3 

Способен принимать участие в проектировании концепций медиапроектов и их реализации в качестве координатора   

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-4 

Способен координировать работы творческих, технических, управленческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий  с внешней средой

ПК-5 

Способен вырабатывать управленческие решения организаций сферы медиа

ПК-6 

Способен отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности

В проектно-аналитической деятельности:

ПК-7 

Способен использовать язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности

В редакторской деятельности:

ПК-8 

Способен обрабатывать тексты с целью подготовки их к публикации и  приведения в соответствие с нормами, стандартами, жанрами, форматами и стилями конкретных медиа и сообразно запросам аудитории

В социально-организаторской деятельности:

ПК-9 

Способен организовать медиасообщество и участие аудитории в производстве медиапродукции и обмене медиаконтентом

ПК-10 

Способен взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации и т.д.) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов

ПК-11 

Способен вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов

Programme Modules

В первый год обучения студенты приобретают базовые навыки и посещают общие дисциплины, во второй и последующие годы получают углублённые знания в рамках выбранной специализации, что подразумевает изучение дисциплин и практический компонент, который следует принципу Learning by doing и реализуется в виде проектов, проектно-исследовательского семинара и практики, нацеленных на приобретение студентами опыта работы в конкретных сферах индустрии.

Дисциплины общего цикла преподаются в начале обучения и предназначены для формирования общей базы знаний. Студентам будет предложено изучить Экономику, Историю России, Правовую грамотность, Безопасность жизнедеятельности, Физическую культуру.

В базовый профессиональный (major) и вариативный профессиональный (major) модули включены общие курсы, которые требуются студентам независимо от дальнейшего выбора специализации. Вводные курсы по основным направлениям медиакоммуникации дают базовые навыки и служат первой ступенью для формирования индивидуальной траектории обучения студента:


●                Проектный семинар 

●                Научно-исследовательский семинар 

●                Дизайн в медиакоммуникациях

●                Ключевые тексты мировой культуры

●                Психология в коммуникациях и медиа

●                История искусства и литературы

●                Медиа и современная культура: теория и практика

●                Медиумы визуальной культуры

●                Медиакарта мира

 

Ряд дисциплин будет преподаваться в межкампусном формате:

●                История и теория медиа

●                Правовое регулирование медиа

●                Медиаменеджмент

●                Медиаэкономика

 

На уровне дисциплин по выбору формируются три образовательные специализации: «Медиа и локальные сообщества», «Медиа и городская среда», «Медиатизация культуры».  

 

Курсы специализации «Медиа и локальные сообщества»:

1.              Локальные медиа

2.              Медиаидентичность: профессиональные стандарты

3.              Гражданские медиа и права человека

4.              Гражданское общество и НКО

5               Why we post: антропология социальных медиа 

6.              Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты

 

Курсы специализации «Медиа и городская среда»:

1.              Языки искусства в городском пространстве

2.              Путешествие в город

3.              Город как герой литературы

4.              Современная цифровая экосистема в туризме

5.              Городская политика

6.              Территориальный брендинг

 

Курсы специализации «Медиатизация культуры»:

1.              Арт-критика

2.              Современный музей: кураторские исследования и выставочные стратегии    

3.              Медиа и индустрия моды

4.              Музеи и цифровые культуры

5.              Историческая травма в кино, литературе и комиксах

6.              Медиа и современная книжная индустрия

 

Модуль «Практика» представлен тремя видами практик: профессиональная, проектная, научно-исследовательская. Студентам предоставляется возможность применить на практике полученные навыки и знания и приобрести реальный опыт. Для работы планируется использовать технические возможности Медиакомплекса петербургского кампуса.

К виду профессиональные практики в учебном плане относятся учебная и производственная практики. В зависимости от выбранной специализации студенты будут проходить практику в профильных компаниях, редакциях, музеях, театрах, библиотеках или общественных организациях, при этом место практики может быть выбрать сам студент, если он уже во время практики хочет попробовать свои силы в определённом регионе страны. Цель практики — получение конкретных компетенций, связанных с выбранной специализацией, создание рабочих контактов для дальнейшего трудоустройства.

К проектному виду практики относится проект, который предполагает групповую работу под руководством преподавателей или представителей отрасли для решения реальной прикладной задачи. Результатом проекта может стать мероприятие или медиапроект (сайт, лонгрид, сообщество, блог или канал в социальных сетях). Предваряет работу студентов над проектами проектный семинар.

К научно-исследовательскому виду практики относятся междисциплинарная курсовая работа и подготовка выпускной квалификационной работы, которые могут быть как индивидуальными, так и в групповыми.

Information Circle
Information about choosing tracks / Selection (Assignment) of Tracks/Specializations

Студенты смогут самостоятельно выбрать специализацию или принять участие в собеседовании на ту или иную специализацию, представив своё портфолио и план медиапроекта на тему, соответствующую выбранной специализации.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Media Communications'

Go to Programme Contents and Structure