Искусственный интеллект в медиаобразовании: возможность или вызов?
Медиаком провёл вебинар с индийскими коллегами из Bennett University
Онлайн-дискуссия была посвящена влиянию искусственного интеллекта на медиаобразование. Эксперты из НИУ ВШЭ, Bennett University, Washington University of Science and Technology, а также российской IT-компании Yandexобсудили, что ждёт преподавателей и студентов в связи с внедрением новых технологий.
Вебинар моделировали: с российской стороны – академический руководитель бакалаврской программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Михаил Тюркин, а с индийской – профессор Университета Беннета Сорабх Шарма. Может ли искусственный интеллект заменить лекторов? Стоит ли разрешать студентам сдавать сгенерированные работы? И как изменится медиаобразование благодаря нейросетям? Вот лишь некоторые вопросы, которые были подняты во время онлайн-дискуссии.
Сергей Вартанов, доктор социологических наук, профессор НИУ ВШЭ считает, что использование ИИ-технологий не уничтожит, но достаточно сильно изменит творческие профессии:
Насыщение высшего образования ИИ-технологиями в России пока находится на самой начальной стадии. По данным НИУ ВШЭ, их используют лишь 10,2% вузов. Однако мы в нашем департаменте медиа не просто используем генеративные и иные инструменты ИИ, но и учим студентов ими пользоваться. Например, в рамках курса «Анализ роли алгоритмов и искусственного интеллекта в медиа». В целом, я считаю, что генеративные инструменты искусственного интеллекта не убьют творческие профессии. Но их использование изменит такие профессии до неузнаваемости. Поэтому нашим выпускникам необходимо быть подготовленными к работе уже в новых условиях.
Профессор Bennet University, специалист в области алгебраической и вычислительной топологии Пратуш Пранав согласен с тем, что при работе с нейросетями и искусственным интеллектом важно понимать и правильно использовать механизмы их работы:
Нейросети – это невероятно мощные и важные инструменты, которые могут помочь человечеству. Несмотря на это, мы не до конца понимаем, как их использовать. ИИ-инструменты не могут выполнять некоторые задачи, например, грамотно написать или перевести поэтический текст. Поэтому человечеству не стоит бояться – у нас остается место для креативности и творчества.
Старший редактор отдела обучения Яндекс GPT Яна Шолохова рассказала, как работает модель Yandex GPT и как она помогает преподавателям:
«Яндекс-Практикум» позволяет студентам повторять материал для лучшего его усвоения. Сначала ИИ объясняет теорию, а при выполнении заданий может подсказывать различные пути их решений. Таким образом, происходит сократический диалог, при котором обучающийся сам находит ответ на вопрос или задачу. То есть ИИ помогает преподавателям сфокусироваться на более креативной работе, делегируя простые задачи нейросетевым инструментам.
Глава отдела проверки информации цифровых сервисов в информационном агентстве Press Trust of India Пратуш Ранян считает, что у нейросетей есть существенный недостаток – невысокий уровень достоверности сгенерированной информации:
ИИ-технологии могут стать ценным инструментом в образовании. Они способны адаптировать свои ответы к индивидуальным потребностям студентов и предоставлять быструю обратную связь. Тем не менее, стоит помнить, что полученная информация может быть недостоверной. Кроме того, искусственный интеллект все ещё лишён креативности и не способен генерировать оригинальные идеи. Именно поэтому необходимо повышать свою медиаграмотность, проводить фактчекинг информации и развивать критическое мышление.
Отметим, что в этом году образовательная программа «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге расширила свои международные горизонты. Она начала сотрудничать с Bennett University – индийским вузом, основанным по инициативе холдинга The Times Group, издателя ведущей англоязычной газеты страны The Times of India. Это партнерство – важный шаг на пути к интернационализации образования, предоставляющий студентам и преподавателям уникальные возможности для обмена культурным опытом и расширения профессиональных связей.
Помимо международного сотрудничества НИУ ВШЭ также активно развивает партнерские отношения с представителями медиаиндустрии. Взаимодействие с ведущими компаниями и организациями позволяет студентам получить практические навыки и актуальные знания о современных тенденциях в медиасфере.
Текст: Карина Фёдорова, студентка 1 курса ОП “Медиакоммуникации”