• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе преподавания данной дисциплины будут проанализированы структурные и типологические модели культуры; показаны трансформации, которые происходят в современной культуре. Будет представлена новая модель динамического взаимодействия культуры и коммуникации в эпоху глобализации, основанная на системе смыслов и матриц. Большое внимание будет уделено особенностям трансформации коммуникативной культуры в связи с нарастающей глобализацией, с одной стороны, и попытками противодействия этому процессу, с другой. Особое внимание в курсе уделяется критическому анализу различных моделей коммуникативной культуры, предопределяющих агрессивные или толерантные практики коммуникации. Коммуникативные культуры рассматриваются не только в отвлеченном виде, но и на конкретных примерах: наиболее интересных, перспективных или симптоматичных для современной российской действительности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Осмысление особенностей взаимосвязи жизненного мира человека, культуры и коммуникации в ситуации глобальных социокультурных трансформаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет в медийном массиве тексты, созданные в рамках технократической, сциентистской, гуманитарной культур.
  • Определяет в конкретных текстах признаки коммуникативных матриц.
  • Определяет типы медиакультур и медийные субкультуры.
  • Определяет характеристики и типы информационно-коммуникационного универсума.
  • Различает компоненты коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности.
  • Различает разницу подходов разных авторов теоретических моделей взаимодействия культуры и коммуникации.
  • Определяет на практических примерах характеристики жизненных миров
  • Определяет структурные компоненты архаической, модернистской и постмодернистской культур
  • Определяет в конкретных текстах признаки коммуникативных матриц
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.Культура в системе жизненного мира человека: основные подходы к изучению
  • 2.Структура культуры: ноосфера, аксиосфера, нормативно-регулятивная сфера.
  • 3.Культура как система смыслов и матриц.
  • 4.Культура и коммуникация: проблема взаимодействия.
  • 5.Коммуникативная культура: содержание и особенности формирования.
  • 6.Типы коммуникативных культур: технократическая, сциентистская, гуманитарная.
  • 7.Коммуникативные матрицы как структурные элементы коммуникативной культуры.
  • 8.Культуры массовых коммуникаций к медиакультуре (сущность медиакультуры, основные подходы к ее пониманию, медийные субкультуры).
  • 9.Информационно-коммуникационный универсум в меняющемся мире: день сегодняшний и перспективы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен представляет собой форму контроля знаний студента без личного общения с преподавателем. Работа письменного экзамена является самостоятельным исследовательским проектом, имеющим профессиональную направленность, подтверждающим способность автора на основе приобретенных знаний и практических навыков выполнить исследование, характеризуемое основными признаками научной работы. При выборе темы, объекта и предмета исследования, студенту предоставляется полная самостоятельность. В помощь студентам сформирован список тем письменного экзамена, которые охватывают весь комплекс проблем, рассматривавшихся в рамках данной учебной дисциплины. Студент может выбрать тему письменного экзамена из предлагаемого списка либо предложить свою тему. В этом случае студент должен обосновать целесообразность разработки предлагаемой темы в рамках данной дисциплины и соответствие темы письменного экзамена содержанию учебной дисциплины. Избранная тема письменного экзамена должна быть согласована с преподавателем. Объем работы письменного экзамена 10–12 страниц. Работа письменного экзамена предоставляется студентом на электронную почту преподавателя строго в обозначенные преподавателем сроки. Результаты письменного экзамена оцениваются по 10-балльной системе. При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю. Студенты, не представившие в установленные сроки работу письменного экзамена или не получившие положительную отметку, считаются имеющими задолженность, которую они должны ликвидировать в установленные сроки.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой мини исследование по одной из тем, представленных преподавателем. В ходе исследования студент должен изучить литературу по выбранной теме; проанализировать отраженный в источниках практический опыт; выработать собственные представления по рассматриваемой проблематике; сформулировать общие выводы. На основании проведенного исследования студент должен подготовить презентацию, состоящую из 15-20 слайдов и отправить на электронную почту преподавателя в обозначенные преподавателем сроки.
  • неблокирующий Активность
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, умение ответить на поставленный вопрос к тексту. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-ти балльной шкале. Пересдача аудиторной работы не предусмотрена. Студентам также предлагается прослушать лекцию и/или изучить презентацию, подготовить отзыв отзыв объемом не менее шести предложений, состоящий из двух элементов: 1) три важные идеи, которые студент извлек из этого материала; 2) вопросы, которые возникли у студента в ходе освоения лекционного материала.и прислать на электронную почту преподаватели Оценка за активность высчитывается вычислением средней за все полученные студентом о отзывы и выступления в аудитории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность + 0.3 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Geertz, C. (DE-588)118965182, (DE-576)161077250. (1973). The interpretation of cultures : selected essays / by Clifford Geertz. New York, NY: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.004027388
  • Бегство от свободы, Фромм, Э., 2009
  • Бизнес со скоростью мысли, Гейтс, Б., 2004
  • Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике ?, Хабермас, Ю., 2002
  • Власть коммуникации, Кастельс, М., 2017
  • Восстание масс, Ортега-и-Гассет, Х., 2017
  • Игры, в которые играют люди, Берн, Э., 2006
  • Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, Берн, Э., 2010
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анатомия человеческой деструктивности, Фромм, Э., 1998
  • Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн , перевод с английского И. О. Тюриной. — Москва : Академический Проект, 2018. — 443 с. — ISBN 978-5-8291-2197-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132834 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Тюркин Михаил Вячеславович