• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Локальные медиа

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена теоретическим и практическим исследованиям локальных, гиперлокальных и городских медиа в современной цифровой среде и на материальных носителях. В курсе будут изучаться концепции, применяемые при анализе и обсуждении как локальных медиа и их роли в обществе, так и современного функционирования сообществ онлайн. Особое внимание уделяется проблемам устойчивости финансирования, профессиональным и технологическим особенностям, а также практическим аспектам эволюции локальных медиа. Кроме того, речь пойдёт об их роли в развитии (со)обществ, городской среды и городских пространств, локальных и национальных политических и общественных процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить теоретический аппарат изучения локальных медиа и локальных сообществ.
  • Получить знания о современных исследованиях (гипер)локальных медиа и онлайн-сообществ.
  • Научиться понимать специфику локальных, городских, гиперлокальных медиа и критически ее интерпретировать.
  • Получить практические навыки изучения гиперлокальных медиа на конкретных примерах в России и за рубежом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает современные исследования и основных авторов, пишущих о (гипер)локальных сообществах.
  • Понимает роль, которую современные медиа играют в дизайне (гипер)локальных сообществ.
  • Разбирается в специфике локальных, гиперлокальных и других медиа.
  • Формулирует корректные исследовательские вопросы и проблемы, касающиеся изучения локальных медиа в России и в мире.
  • Знает характеристики и отличия городских медиа в исследования локальных медиа в целом. Умеет анализировать городские медиа как часть городской инфраструктуры.
  • Оперирует понятием гиперлокальных медиа применительно к малым и низовым медиапроектам. Знает различные подходы к определению гиперлокальных медиа.
  • Знает набор ролей в производстве локальных медиа и умеет применять её при анализе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Локальные сообщества и медиа. Тема 1.
  • Локальные сообщества и медиа. Тема 2.
  • Локальные сообщества и медиа. Тема 3.
  • Локальные сообщества и медиа. Тема 4.
  • Локальные сообщества и медиа. Тема 5.
  • Локальные сообщества и медиа. Тема 6.
  • Локальные медиа в России и за рубежом. Тема 1.
  • Локальные медиа в России и за рубежом. Тема 2.
  • Локальные медиа в России и за рубежом. Тема 3.
  • Локальные медиа в России и за рубежом. Тема 4.
  • Локальные медиа в России и за рубежом. Тема 5.
  • Локальные медиа в России и за рубежом. Тема 6.
  • Локальные медиа в России и за рубежом. Тема 7.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Комментирование научной литературы
    Студенты читают заданную преподавателем научную литературу по теме курса и комментируют её в системе Perusall. Итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой средний балл за все выполненные домашние задания. Выполнение каждого задания оценивается по шкале 0-3, а суммарные результаты переводятся в 10-балльную шкалу с нормированием на среднюю, чтобы избежать инфляции оценок.
  • неблокирующий Практическая работа
    Практическое задание предполагает создание контента, ориентированного на аудиторию конкретного локального медиа и удовлетворяющего её потребности или же решение других практических задач, связанных с функционированием выбранного медиа. Задание может выполняться на базе реального медиаресурса, предложенного преподавателем, либо найденного студентом самостоятельно (во втором случае необходимо договориться с редакцией медиа о возможности выполнения задания). В зависимости от объёма задание может выполняться как индивидуально, так и в паре с другим студентом. Результат выполнения может быть представлен в виде отчёта в формате презентации либо в форме документа в другом формате (по согласованию с преподавателем). Возможные варианты практических задач: • подготовка оперативных материалов к публикации (в соответствии с редакционными требованиями медиаресурса); • создание контента на определённую тему для выбранного медиаресурса (в виде серии сравнительно небольших публикаций или, например, одного объёмного лонгрида); • взаимодействие с аудиторией (подписчиками, читателями) локального медиа в комментариях и сообщениях; • планирование и реализация мероприятий, направленных на продвижение локального медиа; • разработка новых форматов, рубрик, способов взаимодействия с аудиторией (в рамках стратегии развития выбранного медиа); • другие задачи практического характера, соответствующие стратегии развития выбранного локального медиа. Объём отчёта, выполненного в виде презентации, не должен превышать 25 слайдов. Если отчёт выполняется в других форматах - объём необходимо согласовать с преподавателем. Материалы отчёта загружаются на диск для демонстрации в аудитории с кратким докладом. Отчёт должен обязательно отвечать на ключевые вопросы: какая задача была поставлена, как она была решена и почему именно так.
  • неблокирующий Исследовательское задание
    Групповое исследование одного локального медиапроекта либо категории локальных медиа, выполняемое в группе из 4-5 человек. Студенты вместе с преподавателем формулируют исследовательскую задачу и выполняют исследование в группе. Вариант 1. Исследование отдельного медиапроекта. Студенты договариваются с авторами локального медиапроекта или СМИ о том, что они его исследуют и в финале представляют редакции. Выполняемое исследование должно отражать такие характеристики как: редакционная политика, аудитория и работа с аудиторией, источники финансирования и способы монетизации, используемые каналы коммуникации, взаимодействие с профессиональными СМИ, взаимодействие с местным правительством и органами власти, взаимодействие с местными жителями и гражданским обществом. Студенты защищают групповую работу по мере готовности исследования в рамках 2 модуля или на сессии, если это возможно - приглашают на защиту авторов выбранного для исследования медиапроекта. Вариант 2. Исследование выбранной категории локальных медиа. Студенты выбирают категорию локальных медиа (например, районные сообщества), определяют рамки выборки (например, крупные районные сообщества Санкт-Петербурга), а затем вместе с преподавателем формулируют цель исследования, выбирая отдельно взятый аспект в рамках тематики дисциплины. Например, можно исследовать активность аудитории в выбранной категории сообществ, изучить жанрово-тематическое наполнение, зафиксировать и описать методы работы с оперативным контентом или же подходы к освещению социальной тематики в выбранной категории сообществ. Как вариант - можно нацелить исследование на выявление передовых (наиболее продуктивных, оригинальных, новаторских) практик, которые позволяют локальным медиа эффективно работать с аудиторией. Главное - чтобы результаты исследования давали ответ на поставленный в начале вопрос и были достаточными, чтобы исследовательскую задачу можно было считать выполненной.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Исследовательское задание + 0.3 * Комментирование научной литературы + 0.4 * Практическая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • DOVBYSH, O., & MUKHAMETOV, O. (2020). State Information Contracts: The Economic Leverage of Regional Media Control in Russia. Demokratizatsiya, 28(3), 367–392.
  • Довбыш, О. (2020). Роль Гиперлокальных Медиа В Коммуникации Между Властью И Обществом В Российских Регионах. Journal of Social Policy Studies, 18(3), 475–490. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-475-490

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ratilainen, S. (2018). Digital media and cultural institutions in Russia: online magazines as aggregates of cultural services. Cultural Studies, 32(5), 800–824. https://doi.org/10.1080/09502386.2018.1429003