• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар на 2 курсе программы «Медиакоммуникации» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Тематический модуль «Введение в медиаисследование» раскрывает специфику социально-гуманитарного знания с последующим фокусом на исследованиях в сфере медиа, включая их дизайн, методы и оформление результатов. Тематический модуль под «Методы исследования медиаконтента», который посвящен изучению направлений и методов анализа медиаконтента (количественным и качественным). Формы текущего контроля включают домашние задания (написание аналитической записки по итогам сбора данных, разработка исследовательских проектов). Тематический блок «Опросные методы исследования» посвящен принципам сбора количественных опросных данных, качественных опросных данных и методологических принципов проведения опросных исследований онлайн. По итогам курса студенты выполняют практические задания: разрабатывают и пилотируют собственный исследовательский инструментарий, как в индивидуальном порядке, так и в небольших группах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, в процессе написания курсовых работ по медийной тематике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разрабатывает дизайн исследования
  • Адекватно выбирает методы, стратегии, подходы
  • Находит и использует научную литературу
  • Находит качественные научные источники
  • Оформляет текст, ссылки и список литературы согласно российским / международным стандартам
  • Представляет и защищает проект медиаисследования
  • Проектирует дизайн медиаисследования
  • Работает с базами зарубежной научной периодики
  • Самостоятельно делает обзор литературы
  • Ставит исследовательские вопросы
  • проводит онлайн-исследования
  • составляет опросный инструментарий в качественных исследованиях
  • составляет опросный инструментарий в количественных исследованиях
  • Описывает и применяет основы фрейм-анализа
  • Описывает и применяет метод контент-анализа
  • Описывает и применяет принципы построения выборки в медиа исследовании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Курсовая работа по медиаисследованиям
  • Теория, поиск и обзор литературы
  • Дизайн и методы медиаисследования
  • Дизайн и стратегии медиаисследования
  • Оформление результатов научного исследования
  • Защита командных исследовательских проектов
  • Количественный анализ медиатекстов. Примеры методов для количественного исследования: метод контент-анализа
  • Методологические развилки в рамках метода контент-анализа. Типы кодирования
  • Количественный анализ медиатекстов. Источники данных для количественного исследования
  • Количественный анализ медиатекстов. Презентации групповых проектов
  • Качественный анализ медиатекстов. Практикум по дизайну качественного медиа-исследования
  • Качественный анализ медиатекстов. Презентация мини-проектов
  • Введение в опросные методы
  • Количественные методы: сбор данных
  • Как формулировать вопросы.
  • Как проектировать анкету
  • Использование вторичных опросных данных.
  • Анализ количественных данных: введение.
  • Введение в качественные опросные методы.
  • Подготовка и проведения экспертного интервью.
  • Анализ качественных данных.
  • Проведение опросов онлайн.
  • Проведение качественных исследований онлайн.
  • Раздел 1. Исследование творчества в медиа: методология 3 курс
  • Раздел 2. Исследование творчества в медиа: теория. 3 курс
  • Раздел 3. Исследование творчества в медиа: практика. 3 курс
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
    Студентам необходимо участвовать в дискуссии на занятиях с преподавателем и друг с другом, формируя диалогическую коммуникацию, избегая многократного повторения одних и тех же суждений, демонстрируя фоновые и полученные в ходе подготовки к занятию знания. Вопросы студентам в аудитории дает преподаватель, вопросы базируются на домашнем задании. Время на подготовку - 20 минут
  • неблокирующий Анализ научной статьи
    Критический отзыв о научной статье, в которой были использованы методы исследований медиа. В отзыве должны быть - передача основных тезисов прочитанного текста, описание методов исследования, которые были применены в статье, критика прочитанного текста (аргументированное согласие/несогласие с выдвинутыми в тексте тезисами), обоснование возможных областей применения полученных знаний, анализ библиографии статьи.Задание выполняется дома. Объем отзыва 1200 слов.
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Проект пишется по итогам освоения материалов курса. Тему исследования и подходящий для нее метод должен сформулировать сам учащийся, исходя из проблематики курса и своих интересов. Требования к проектному документу: Проект должен быть написано на языке реализации образовательной программы. Объем – не менее 4 и не более 10 страниц, шрифт Times New Roman прямого начертания, кегль (размер) шрифта 12, междустрочный интервал – полуторный. Текст должен быть завершенным и четко структурированным: введение (в котором формулируется проблематика исследования, ее предмет, актуальность и новизна), основная часть ( гипотеза исследования, дизайн исследования, которое учащийся собирается провести), заключение (содержащие собственные выводы по теме), список использованной литературы (не более 2 страниц). Необходимо указать ссылки на все использованные источники. В тексте должно быть продемонстрировано владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета. Степень оригинальности текста – не менее 70%. Текст должен был представить до дедлайна.
  • неблокирующий Защита проекта курсовой работы
    Защита проекта курсовой работы проходит в форме устного выступления (допустимо использование презентации ppt, аудио-, видео-, фотоматериалов), включающего обязательные пункты: для академического формата: объект и предмет;цели и задачи, гипотеза, научная проблема и актуальность; план теоретической части; план практической части; теоретическая база; методы; выводы; новизна;. . для творческого формата: объект и предмет;задачи, план, теоретическая база, общественная проблема; план творческой части; описание формы медиапродукта; описание содержания медиапродукта; соотношение теоретической и творческой частей; новизна и оригинальность медиапродукта; новизна и оригинальность медиапродукта Выступление должно длиться не более 10 минут. После выступления необходимо ответить на вопросы преподавателей и студентов.
  • неблокирующий Презентация идеи курсовой работы
    Студент готовит устное выступление с описанием идеи курсовой работы, включающее обязательные пункты (см. критерии оценки). Студент готовит выступление, в котлром он должен ппедставить следующие обязательные пугнкты: для работ академического типа: соотношение темы и цели работы , актуальность (1 балл), объект и предмет (2 балла), исследовательский вопрос/ гипотеза , исследовательская проблема , суть планируемого исследования , ожидаемые результаты , новизна.. для работ в творческом формате: соотношение общественной проблемы и темы; актуальность проекта; выбор формата и специфика жанра; предмет теоретической записки; цель теоретической записки; решение профессиональной проблемы в теоретической записке; необходимые теоретические или эмпирические исследования; новизна и значимость проекта; На выступление у студента есть до 10 минут. Для выступления студент должен использовать визуальную поддержку в виде слайдов презентации Power Point или ее аналогов..
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Анализ научной статьи + 0.2 * Анализ научной статьи + 0.5 * Исследовательский проект + 0.5 * Исследовательский проект + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.5 * Защита проекта курсовой работы + 0.5 * Защита проекта курсовой работы + 0.5 * Презентация идеи курсовой работы + 0.5 * Презентация идеи курсовой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
  • Davies, M. M., & Mosdell, N. (2006). Practical Research Methods for Media and Cultural Studies : Making People Count. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=165174
  • Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
  • Jane Stokes. (2012). How to Do Media and Cultural Studies. SAGE Publications Ltd.
  • Князева, Е. Н.  Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований : учебник для вузов / Е. Н. Князева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05131-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514942 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практики исследований, Назаров, М.М, 2002
  • Михальская А.К. - Литературное мастерство: Creative Writing - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-014653-9 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=418564

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Белановский С.А. - Глубокое интервью и фокус-группы - НИЦ ИНФРА-М - 2019 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=344899
  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э. - Прикладная социология: методология и методы - Альфа-М - 2009 - ISBN: 978-5-98281-155-4 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=21759
  • Добреньков В. И., Кравченко А. И. - Методы социологического исследования - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-014888-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=422914
  • Оганян, К. М.  Методология и методы социологического исследования : учебник для вузов / К. М. Оганян. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09590-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512697 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Радаев В. В. - Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил - 5-7598-0102-3 - Москва: ВШЭ - 2001 - 352970 - https://ibooks.ru/bookshelf/352970/reading - iBOOKS