• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Ноябрь

Локальные сообщества как субъект коммуникации с властью

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью курса является изучение коммуникативных возможностей локальных сообществ, позволяющих выстраивать доверительные, эффективные и взаимовыгодные отношения с органами власти и добиваться конкретного решения тех или иных вопросов. Безусловно, такие возможности связаны в первую очередь с инновационными технологиями в области медиа и коммуникаций, поэтому им посвящена значительная часть дисциплины. Взаимодействие локальных сообществ и органов власти рассматривается как особая медиаэкосистема. Студенты будут комплексно исследовать коммуникационные каналы, технологии и инструменты взаимодействия между властью и обществом в конкретных локальных контекстах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с коммуникативными возможностями (каналами, технологиями и инструментами) локальных сообществ по взаимодействию с органами государственной власти.
  • Применение этих знаний на практике в условиях современной городской среды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает общие теоретические и практические аспекты взаимодействия общества и власти, нормативные основы, этические составляющие такого взаимодействия.
  • Знает коммуникационные каналы и механизмы лоббирования общественных интересов, характеристики и особенности объектов и субъектов лоббизма и GR.
  • Знаком с историей и особенностями лоббистского регулирования в России и за рубежом.
  • Имеет представление о факторах и организационных формах влияния некоммерческого сектора на власть, репертуарах взаимодействия государства и общества при решении социально значимых задач, практиках локального активизма.
  • Умеет анализировать результаты коммуникационной деятельности локальных сообществ, выявлять общие закономерности, этапы, принципы такой деятельности.
  • Способен к поиску информации и анализу ситуации в локальной коммуникационной деятельности.
  • Владеет практическими инструментами медиарилейшнз как технологии влияния на представителей власти.
  • Владеет навыками стратегического и тактического планирования коммуникационных кампаний/ мероприятий локального сообщества по взаимодействию с органами власти.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Локальные сообщества и власть: введение
  • Теории общественного участия
  • Лоббирование общественных интересов: теория и технологии
  • Стратегия и тактика влияния локальных сообществ на представителей власти
  • Ситуации инициированной коммуникации: кейсы локального активизма
  • Современные возможности влияния. Аффордансы цифровой среды
  • Нормативно-правовая база вовлечения жителей.
  • Проектные мастерские и воркшопы
  • Планирование коммуникационной деятельности локального сообщества по взаимодействию с органами власти: презентация проектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    оценка за активность на семинарских занятиях включает работу в аудитории и выполнение текущих домашних заданий. Работа в аудитории предполагает активное участие в дискуссии по тематике занятия, в воркшопах и проектных мастерских, а также выполнение текущих домашних заданий. Студенты вступают в диалогическую коммуникацию с преподавателем, с приглашенными гражданскими активистами и друг с другом и демонстрируют знания, полученные во время лекций и в ходе подготовки к занятиям. Вопросы студентам в аудитории даёт преподаватель, вопросы преимущественно основаны на домашнем задании и материале лекций. За активность на семинарских занятиях студенты получают плюсы. В конце курса все плюсы суммируются и переводятся в итоговую оценку за данный элемент контроля по десятибалльной шкале. Принципы перевода плюсов в баллы см. ниже.
  • неблокирующий Создание медиаконтента
    Студенты индивидуально или в малых группах (2-4 человека) готовят 2-5 материалов в рамках общей проблематики курса. Темы и форматы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Это может быть презентация по специальной литературе, анализ и подготовка документов, обращений в органы власти, текстов статей, разработка контент-плана, медиаматериалов для конкретного сообщества – листовки, плакаты и т.д. При подготовке медиаматериалов приветствуются разнообразие форматов (журналистские статьи, видеоролики, интервью и т. д.) и жанров (аналитическая статья, интервью и т.д.) Объём текстов – от 1000 до 15000 знаков с пробелами в зависимости от задания, хронометраж видеоролика – от 5 до 15 минут. В случае предоставления групповых материалов, оценивается индивидуальный вклад каждого участника.
  • неблокирующий Тест
    Студенты пишут тест по теме курса в аудитории. Задания включают в себя 5-10 вопросов, предполагающих выбор правильного варианта ответа или ответ в свободной форме. Пользоваться любыми материалами и мобильными телефонами строго запрещено.
  • неблокирующий Итоговый медиапроект
    Студенты индивидуально или в малых группах (2-4 человека) работают над итоговым проектом «Планирование коммуникационной деятельности локального сообщества (по выбору студента) по взаимодействию с властью» и сдают его на проверку преподавателю, а также делают итоговую презентацию готового проекта. Результаты своей работы они презентуют на открытой защите (не более 20 минут). По итогам защиты получают индивидуальную или общую для группы оценку по десятибалльной шкале. Проект включает в себя следующие обязательные элементы: I. Аналитическая часть 1.Анализ проблемной ситуации, которую необходимо решить силами локального сообщества. 2.Анализ внешних факторов, влияющих на ситуацию. Выявление возможных рисков. 3.Описание структуры сообщества, которое будет осуществлять коммуникацию, направлений его деятельности, ключевых участников и их ролей, используемые коммуникационные каналы, выявление коммуникативных проблем и анализ их причин. II. Проектная часть. Разработка стратегии коммуникации с властью 1. Определение цели и задач проекта, конкретных объектов коммуникации (органа власти, ключевых стейкхолдеров) и моделей взаимодействия с ними – коммуникационная матрица. 2. Стратегическая перспектива интеракций. Содержательная модель ("message") общения сообщества с представителями власти и другими группами общественности. 3. Планирование мероприятий на выбранный отрезок времени. Распределение ролей, форматы участия. Подробный план одного из мероприятий по взаимодействию с властью. 4. Разработка текстовой, полиграфической продукции, материалов в интернете – соцсетях и других интернет-каналах, видео- и аудиоконтента. 5. Планируемая оценка эффективности проекта. Отсутствие или неполное описание тех или иных элементов снижает процент готовой концепции. Общий объём текста – 6-12 тысяч знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Итоговый медиапроект + 0.25 * Создание медиаконтента + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • GR и лоббизм: теория и технологии : учебник для вузов / под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 438 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14000-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489385 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы теории связей с общественностью: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения - 978-5-4461-0795-7 - Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/357977 - 357977 - iBOOKS

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна