• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
12
Октябрь

Арт-критика

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Арт-критика как социокультурное явление оказывает влияние на эстетическое сознание зрителей художественных произведений, психологический и эмоциональный уровни восприятия искусства, а также сама является особой творческой деятельностью, выполняющей функцию проводника, «разъясняющего» искусство для широкой публики. В современном мире, характеризующемся обилием и разнообразием художественных объектов и событий, важными задачами арт-критики становятся понимание их «адресности», разъяснение сути новых арт-явлений и их интерпретаций, понимание контекста и установок современного арт-мира. В ходе изучения курса студенты осваивают методы анализа художественного объекта/события, приобретают навыки поиска подходящего языка и тона повествования, учатся использованию инструментов критического анализа для работы в медиасреде культурной сферы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • – Формирование представления о принципах функционирования современной культурной среды.
  • – Развитие навыков анализа художественного объекта/события и применения инструментов критического анализа при создании контента в различных медиаформатах, жанрах, в соответствии с запросом заказчика и ожиданиями целевой аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы критического анализа художественного объекта/события
  • Умеет выявить и охарактеризовать элементы художественного целого, объяснить принципы его организации
  • Применяет инструменты критического анализа художественного объекта/события в процессе создания медиапродукта/контента в различных жанрах и медиаформатах
  • Владеет навыком аргументации и выявляет причинно-следственные связи, ошибки в логике критического высказывания
  • Умеет самостоятельно выбирать, использовать литературу и другие источники при анализе художественного объекта/события и создании контента
  • Владеет терминологией и понятийным аппаратом, используемым в сфере искусствоведения и художественной критики
  • Знает особенности функционирования современного арт-рынка и принципы взаимодействия художников, критиков, кураторов, зрителей
  • Умеет анализировать художественное произведение (событие) с точки зрения формальных характеристик, содержания, контекста
  • Умеет интерпретировать смысловые аспекты произведений искусства, выявлять культурные, социальные, исторические контексты
  • Владеет навыком написания аналитических текстов о художественном произведении (событии)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Арт-критика: понятие и история.
  • Тема 2. Ключевые вопросы арт-критики как деятельности.
  • Тема 3. Критика как посредник между произведением и аудиторией.
  • Тема 4. Формально-стилистический метод анализа художественного произведения.
  • Тема 5. Семиотический метод анализа художественного произведения.
  • Тема 6. Иконологический метод анализа художественного произведения.
  • Тема 7. Критика и внеинституциональное искусство.
  • Тема 8. Язык арт-критики: как описывать и интерпретировать
  • Тема 9. Арт-критика в медиасфере.
  • Тема 10. Роли и позиции в современной арт-сфере: применение критического анализа в различных видах деятельности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    В течение модуля каждый студент выполняет самостоятельное задание по теме семинара (далее – материалы), участвует в групповых обсуждениях материалов в рамках текущей семинарской практики. В ходе презентации материалов происходит обмен мнениями о содержании проделанной работы, использованной литературе, представленном контенте, опыте подготовки задания. Оценка формируется на основании результатов публичной презентации материалов, участия в групповых обсуждениях. Требования к материалам: форма – доклад и презентация; объем доклада (в случае заочной формы презентации преподавателю) – до трех страниц, включая иллюстрации и инфографику, размер шрифта – 14 кегль; тайминг презентации материалов – до семи минут, объем презентации – до пяти слайдов. Стиль изложения – свободный. Материалы создаются студентом самостоятельно в соответствии с полученным на семинаре заданием. При выполнении задания можно пользоваться литературой и другими источниками, которые рекомендовал преподаватель или студент нашел самостоятельно.
  • неблокирующий Письменная работа №1
    письменная работа, которую студент выполняет самостоятельно. Написание предполагает: выбор варианта письменной работы и/или объекта исследования самостоятельно. Объем текста не менее 4 тыс. знаков (с пробелами), и не более 7 тыс. знаков (с пробелами). Список литературы не учитывается в подсчете объема текста. Список литературы и источников должен содержать не менее 7 пунктов. Шрифт Times New Roman – 12-14 пт. Письменная работа оценивается по 10-ти бальной шкале.
  • неблокирующий Письменная работа №2
    письменная работа, которую студент выполняет самостоятельно. Написание предполагает: выбор варианта письменной работы и/или объекта исследования самостоятельно. Объем текста не менее 4 тыс. знаков (с пробелами), и не более 7 тыс. знаков (с пробелами). Список литературы не учитывается в подсчете объема текста. Список литературы и источников должен содержать не менее 7 пунктов. Шрифт Times New Roman – 12-14 пт. Письменная работа оценивается по 10-ти бальной шкале.
  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый тест является экзаменом. На экзамене студент должен продемонстрировать общие знания по всему курсу, понимание особенностей процессов истории арт-критики, знакомство с основными научными трудами по теме. Экзамен проходит в виде теста (далее – итоговый тест), где студенту будут предложены вопросы с вариантами ответов или с предложением вписать необходимое слово/словосочетание. Тест может содержать изображения, которые необходимо идентифицировать и назвать или соотнести с правильным вариантом ответа. Для решения теста дается 80 минут. В тесте содержатся не менее 20 вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Доклад + 0.4 * Итоговый тест + 0.2 * Письменная работа №1 + 0.2 * Письменная работа №2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как писать о современном искусстве / Пер. Е. Рубиновой - 978-5-91103-338-5 - Уильямс Гильда - 2017 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371859 - 371859 - iBOOKS
  • Павлова, А. Ю.  Художественная критика : учебник для вузов / А. Ю. Павлова, Н. В. Сколова. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11490-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564885 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Байрнс, У. Д. Менеджмент и культура : учебное пособие / У. Д. Байрнс , под редакцией И. Чубарова. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 624 с. — ISBN 978-5-7598-1102-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173371 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна